Владимир Белецкий – улыбка российского конкура

Эксклюзив: Владимир Белецкий – улыбка российского конкура

Автор: Анна ИЛЬЯСОВА
Номер журнала: ЗМ №7(131)2013
Фото: Елизавета ЗАТРАВКИНА

Несомненно, каждый конник слышал о Владимире Белецком. Этот успешный конкурист – настоящий любимец прессы, и, кажется, все уже написано и известно. Однако именно «Золотому Мустангу» Владимир согласился рассказать о себе то, что до сих пор знали лишь единицы.
Династия конников
 
Владимир Белецкий как будто  родился со спортивным азартом в сердце и волей к победе в душе.
 
В.Б.: У меня просто не было выбора! Я никогда даже не думал заниматься какой-то другой деятельностью. Мои отец и мать работали тренерами. Я с пеленок вырос на конюшне и очень надеюсь, что хотя бы родился не на конюшне! – смеясь, рассказывает спортсмен.
Мама Владимира профессионально занималась выездкой. Отец выступал в современном пятиборье, многократно побеждал на чемпионатах Советского Союза, а после завершения карьеры в этом виде спорта перешел в конкур. Семья Белецких жила в Краснодаре, родители работали на ипподроме, потом на госплемзаводе «Красноармейский». Этот завод был показательным хозяйством, где на тот момент был построен лучший в Европе манеж, здесь же была и конноспортивная школа, где занимался маленький Владимир. Часто в Красно­дарский край приезжали ино­странные делегаты, которых непременно приглашали посетить этот госплемзавод, и тогда юного всадника специально привозили из детского садика, чтобы он прыгал перед иностранцами на пони. Окруженный лошадьми и высококвалифицированными тренерами буквально с рождения, Владимир Белецкий начал ездить верхом раньше, чем научился ходить, а в мечтах его было вовсе не покорение космоса, а спортивные победы.
 
В.Б.:  Моих родителей как специалистов высокого уровня пригласили в колхоз им. Ленина в Краснодарском крае для развития конного спорта в регионе. Там была построена конно­спортивная база, и первый старт я принял именно там: в гладких скачках, посвященных 1 Мая. В семь-восемь лет я уже потихоньку ездил выездку, начал прыгать. 
 
Первые успехи в спорте
 
Владимир – не единственный ребенок в семье, у него есть младшая сестра. Удивительно, но Екатерина не увлеклась лошадьми, хотя на момент ее рождения брат уже делал серьезные успехи в конном спорте. Выездку он ехал на лошадях, подготовленных мамой, – вплоть до Среднего приза № 2 – и один раз даже выступал в Большом призе. 
 
В конкуре спортсмен тоже подавал большие надежды. Уже в юношеском возрасте Владимир Белецкий принимал участие в турнирах краевого и всероссийского масштаба, спартакиадах и Играх молодежи. 
 
А однажды он даже принял участие в чемпионате Советского Союза по троеборью в Ратомке. 
 
В.Б.: У меня был опыт участия в барьерных скачках и стипль-чезах, я имел представление, как ехать кросс. Это был 1988 год – в Большом финале я остался пятым, а в финале для молодых лошадей – четвертым. Это был значимый результат, но я по молодости не осознавал, насколько это было серьезно: просто прокатился – и повезло!
 
Научный подход
 
В 17 лет Владимир поступил в Московский областной государ­ственный институт физической культуры в Малаховке. На тот момент это был единственный институт физкультуры, где можно было получить специализацию «конный спорт». Юный спортсмен не собирался прекращать тренировки и стал искать возможность продолжить их в Москве.
 
В.Б.: Мой отец дружил с семьей Филатовых: Сергей Иванович и его сын Евгений Сергеевич руководили конноспортивным отделением на ВДНХ в павильоне коневодства. Параллельно с учебой в институте я начал заниматься там. В пять часов утра я выезжал на электричке из Малаховки в сторону ВДНХ, тренировался рано утром и к началу занятий возвращался в институт. Первое время не прогуливал ни одного занятия, а на старших курсах, когда я попал в юниорскую сборную России, мне позволили перейти на индивидуальное посещение. Помимо этого по ночам я дежурил как сторож на ВДНХ, а зимой – на ЦМИ, где мы арендовали конюшни и манеж.
 
Первая  любовь
 
В студенческие годы Владимир встретил свою первую жену. И мало кто удивится, узнав, что именно лошади стали причиной этой встречи.
 
В.Б.: Первый раз я женился достаточно рано – мне было 18 лет. 
 
С Валерией мы познакомились на Московском ипподроме, она тоже была конницей и занималась выездкой. Мы поженились вскоре после знакомства, прожили семь лет, у нас двое детей – Владимир и Александр. Сейчас они оба уже взрослые: Владимир занимался прыжками в воду с трамплина и сейчас тренирует, а Александр не имеет отношения к спорту. Валерия не была профессиональной спортсменкой, и мой турнирный и тренировочный график вызывал много разногласий. Не все женщины выдерживают долю быть женой профессионального спортсмена – это именно тот случай. После развода дети остались с Валерией, но у нас хорошие отношения – они приезжают ко мне на турниры, радуются победам.
 
Суматоха перестройки
 
Началась перестройка, отлаженная система рухнула, и многие организации стали торговать лошадьми. 
 
С одной из партий проданных лошадей Владимир отправился в Турцию. 
 
В.Б.: Я стал одним из первых спортсменов, кто выехал с лошадьми в Турцию и остался там на три года. Моего уровня было достаточно, чтобы выглядеть достойно на турецких стартах, и благодаря этому мне давали лошадей в работу. По возвращении в Россию я приехал в Краснодар, но в суматохе перестройки все шло не так. Тогда я решил вернуться в Москву в поисках лучших возможностей. 
 
Возвращение в строй
 
В столице появились владельцы, которые дали Владимиру в работу лошадей. Одним из первых стал Борис Сохович Малиев, затем Евгений и Марина Федоровские. Дело шло на лад, и было принято решение развивать бизнес дальше – Малиев, Белецкий и Федоровские покупали лошадей за границей, продавали в Россию. Владимир выступал в Словакии, и именно в тот момент Б.С.Малиев сделал ему предложение, от которого нельзя было отказаться.
 
В.Б.: Борис Сохович практически силой заставил меня поехать в Германию! В итоге со всеми лошадьми я переехал в район Оснабрюка, за что невероятно благодарен Малиеву. Владельцы конюшни, где я стоял, – Вольфганг и Хайка Грефы – меня тренировали. Они научили меня всем тонкостям спортивной жизни в Европе, ездили со мной на турниры. 
 
Судьбоносная ссора
 
Владимиру было 29 лет, когда он выступал на лошадях Федоровс­ких и Малиева в Германии. Владельцы вкладывали большие деньги в выступления спортсмена, ведь чтобы малоизвестного всадника допускали на большие турниры, нужно было вносить спонсорские взносы. За этот вклад Владимир благодарен им по сей день. Белецкий с лошадьми переехал из Оснабрюка-Атора в Диссен, где арендует конюшню до сих пор. 
 
В это время Белецкий с Федоровскими начали совместную программу по разведению лошадей, к которой присоединились родители Владимира, давшие маточному составу постой на Краснодарском ипподроме. 
 
Дело шло в гору, но внезапно произошла ссора, повернувшая карьеру Владимира на 180 градусов!
 
В.Б.: Мне был поставлен ультиматум вернуться в Россию. Конечно, сейчас я понимаю, что надо было просто спокойно обговорить и решить ситуацию, но на эмоциях разгорелся конфликт. Возвращаться на том этапе я не видел смысла, ведь надо было довести дело до конца, тогда мы прекратили сотрудничать – и я остался без лошадей. На тот момент я был уже знаком с Рами Аль-Шаером. Рами оказал мне помощь в приобретении Резонанса, и я стал показывать на нем неплохие результаты. На турнире в Хагене я выиграл один из маршрутов, и у меня появились клиенты на покупку Резонанса. Тогда Рами сказал: «Если хочешь, можешь лошадь не продавать, а я тебя буду поддерживать на турнирах, тем более что я люблю на них ездить». 
 
Попытка номер 2
 
Владимир выступал в Европе и России и был одним из самых узнаваемых спортсменов. Возможно, именно благодаря своей невероятной харизме на одном из турниров он встретил Оксану, которая стала его женой. Как говорится, противоположности притягиваются!
 
В.Б.: Мы встретились на вечеринке в рамках турнира на призы газеты «Россия». Оксана переехала со мной в Германию и продолжила там заниматься конным спортом на любительском уровне. С ней я тоже прожил семь лет, но практически сразу мы встретились с острым взаимным непониманием. Чтобы не портить жизнь друг другу дальше, мы решили развестись и, вопреки всей нашей совместной жизни, проходившей на острие ножа, сделали это без скандалов и сейчас общаемся вполне мирно.
 
Встреча с легендой
 
Примерно в то же время произошла встреча Владимира с Франке Слотаком. Спортсмен обратился к мэтру за помощью в работе с Резонансом, а затем и вовсе встал на конюшню к Франке и пять лет тренировался у него. Карьера сразу пошла в гору.
 
В.Б.: Франке как паровоз привез меня в этот спорт, ведь когда ты куда-либо приходишь с таким человеком, люди начинают тебя по-другому воспринимать. Я стал прыгать чисто практически все Гран-при в Германии, мало выигрывал, но по­стоянно попадал в призы. Так, в 2006 году в финале Мастер-лиги (Франкфурт) я был пятым – это был мой первый серьезный прорыв. Затем в Бремене стал седьмым и десятым, в Киле – седьмым. Потом занял седьмое место в рамках этапа Кубка мира в Бордо (Франция) – на тот момент седьмая позиция в Западно-Европейской лиге была для меня очень серьезным достижением. В рамках финала Кубка мира в Куала-Лумпуре (2006) я прыгал Гран-при и остался третьим. Очередным испытанием стал турнир в Аахене, где я был единственным из россий­ских всадников, кто решился на второй гит, сказав: «Если уж мне выдался шанс попасть в Аахен, то меня уже никто не остановит!» После этого Рами приобрел для меня на конюшне у Л.Бербаума семилетнего Ларка­наро. Он заменил мне Резо­нанса, в 2009 году на нем я выиграл финал Восточно-Европейской лиги, нес­колько этапов Кубка мира. По итогам мы отправились в Лас-Вегас на большой финал Кубка мира и заняли в одном из маршрутов 14-е место, в Гран-при стали 13-ми.
 
Спонсорская история
 
Владимир не только поддерживает теплые отношения с семьей Аль-Шаер, но и называет Рами Аль-Шаера своим вторым отцом, ведь даже в годы кризиса, когда многие отказывались от поддержки конного спорта, Рами не бросил своего лучшего спортсмена и давал ему возможность продолжать заниматься. Позже к тандему подключился Амин Джамиль. Владимир выступает за Тверскую область, и администрация региона также поддерживает его в лице Ю.М.Краснова и Д.В.Зеленина. 
 
В 2010 году спонсорская история Владимира Белецкого приняла новый оборот. Он  познакомился с Павлом Николаевичем Кадушиным. 
 
В.Б.: Я стал помогать в приобретении лошадей белорусской сборной, тренировал спортсменов – так мы начали сотрудничество с Павлом Николаевичем. Потом количество лошадей и спортсменов увеличилось, мы привлекли к работе Франке Слотака, купили у него базу, и через полгода Павел Николаевич приобрел группу лошадей и для меня. Среди этих лошадей был приобретенный у Л.Бербаума Рокетмен, на котором я выиграл несколько этапов и финал Кубка мира Восточно-Европейской лиги, что дало мне путевку в Большой финал в Лейп­циге. Павел Николаевич открыл для меня новые возможности, поддерживал мои выступления на самом высоком уровне – в рамках Global Champions Tour, крупных турнирах 5*, ведь он понимает: для что, чтобы стать конкурентоспособным в топ-лиге, нужен опыт участия в ней. Я стал работать в компании New Sport Reitpferde – мы покупаем и продаем лошадей. Лично я считаю, что именно такие люди, как Кадушин, двигают конный спорт, вкладывая силы и средства в развитие не только спортсменов, но и всего российского конкура.
 
Родная душа
 
Три года назад на очередной турнир в Австрии Владимир Белецкий снова ехал за победой, а в перерыве между соревнованиями, общаясь со своими друзьями-конниками, случайно заметил новое лицо, которое не только привлекло его внимание, но и запало в душу. Так он познакомился с Джойс Сзозда – голландской спортсменкой. 
 
В.Б.: Джойс занимается выездкой, но я рад, что именно в тот день она решила изменить любимой дисциплине и приехала посмотреть конкур. Мы стали встречаться чаще и поняли, что наши чувства взаимны. Джойс переехала ко мне в Диссен, где мы живем до сих пор, а этим летом мы планируем пожениться. Она понимает меня буквально во всем и помогает вести дела на конюшне. Иногда на турнирах, ради которых была проделана большая работа и отдано много сил, терпишь неудачу, и находит такая злость, что сгоряча хочется бросить весь этот спорт! Но рядом со мной сейчас Джойс, которая всегда меня поддерживает, умеет найти правильные слова и сгладить горечь поражения, вселяет надежду на будущие победы. Все мои жены были связаны с конным спортом, но лишь профессиональная спортсменка способна понять мой сумасшедший турнирный график и по-настоящему разделить со мной все радости и тяжести спортивной жизни. 
 
ЗМ: А что вы думаете о шансах женщин на успех в топ-спорте?
 
В.Б.: Женщины, безусловно, могут добиться и добиваются успеха в конном спорте, но без под­держки это невозможно. За победами всех конкуристок топ-лиги стоят мужчины: это либо отец, либо муж, либо состоятельный спонсор. Даже если всадница суперталантлива и трудолюбива, выкладывается на все 100% ради результата, пробиться на вершину мирового конкура можно лишь при наличии серьезной финансовой поддержки.
 
Скорость и стиль
 
Для повышения спортивного уровня Владимир всегда старался обращаться к специалистам самого высокого ранга, которые являются эталоном мастерства, доказав это победами высочайшего достоинства. Это Франке Слотак, которому он по сей день искренне благодарен, а по­следний год его тренирует Йорун Дюббельдам. У Франке было много работы со сборной Белоруссии, и в один момент график выступлений Владимира в рамках Global Champions Tour стал не совпадать с выступлениями белорусов.
 
В.Б.: Мне нужен был человек, который подсказывал бы мне на соревнованиях, а поскольку Йорун прыгает эти турниры, я обратился к нему. Йорун ездит очень легко, плавно и гармонично – у него очень много призов за элегантный стиль езды. Он стал учить меня по этой системе, и мне стало легче прыгать большие маршруты. Я научился у него этому новому стилю, и это второй большой этап в моей карьере спортсмена, на котором уже появились первые результаты.
 
Если взглянуть на успехи Владимира хотя бы за последний месяц, то его слова находят не­оспоримое подтверждение. За четыре недели июня он вышел на лидирующие позиции в российской сборной: победа в маршруте и Кубке Наций в рамках CSIO4*, в Кубке России, в Гран-при Москвы (СSI3*), в Гран-при этапа Кубка мира – Кубка губернатора МО – и все это благодаря чистому преодолению основного маршрута и феноменальной скорости в перепрыжке!
 
Еще не конец!
 
Сейчас многие предлагают Владимиру Белецкому завершить активную спортивную карьеру и реализовать себя в качестве менеджера турниров, тренера. Но как бы ему ни хотелось помочь российским начинаниям и поделиться колоссальным международным опытом, он не готов бросить спорт.
 
В.Б.: Моя цель в конном спорте: чтобы мои ученики уважали меня не за разговоры, а за результаты. Поэтому для меня задача № 1 – добиться высоких результатов в турнирах топ-лиги. Эта задача не только личная – это ради страны и интересов фирмы New Sport Reitpferde.  Все это возможно, ведь за последние десять лет я получил багаж знаний, который необходим для тренировок, в том числе я умею распределять свои силы и правильно подводить лошадь к турниру. Сейчас я уже могу конкурировать с топ-всадниками. Побеждать у них мне пока сложно, но я уже достойно выступаю наравне с ними, и если я улучшу материал, то смогу занимать более высокие места в топ-лиге.
 
Последние десять лет Владимир является постоянным членом основного состава сборной России по конкуру, ведь его преимущество – это большой международный опыт и хорошие лошади, позволяющие достойно представлять страну. Такая завидная стабильность привлекает всеобщее внимание и налагает груз отвественности, ведь удача может отвернуться в один момент, а держать столь высокую планку – задача не из легких. Тем не менее Владимир достойно выдерживает гнет конкуренции и не сдается даже после самых досадных поражений. Дикторы на российских турнирах называют его «улыбкой нашего конного спорта», а в Западной Европе организаторы всегда рады видеть этого харизматичного спортсмена на боевом поле, ведь его выход – это всегда маленькое шоу! Вот таким и должен быть конный спорт!