Made in Japan

Страны: Made in Japan

Автор: Юлия СЕРКОВА
Номер журнала: GM №6(182)/2018
Фото: Виктория Федулова/ФКСР

Выставка старинных гравюр, фотографий, оригами. Мастер-классы по кендо, каллиграфии и караоке. Завораживающие постановки театра кабуки и знакомство с очаровательными миниатюрами нэцкэ. Чтобы увидеть все это, вовсе не обязательно пересекать два континента – дело в том, что 2018 год официально является годом Японии в России, в рамках которого все желающие могут с головой окунуться в культуру Страны восходящего солнца, причем не только в музеях, но и… на скаковой дорожке.
Инь и ян
 
Семь лет назад в GM №9-10 (111) 2011 мы писали о древнем японском искусстве конной стрельбы из лука – ябусамэ. Традиция жива и по сей день, сейчас конная стрельба из лука носит исключительно спортивный характер: крупнейшие состязания проводятся в Камакуре ежегодно во второй половине сентября. В Москву ябусамэ привезли в этом году впервые – неудивительно, что событие вызвало немалый ажиотаж не только среди конников и любителей японской культуры, но и среди простых жителей города – показательные выступления посетили более 10 тысяч человек, в том числе Посол Японии в Российской Федерации г-н Тоёхиса Кодзуки и заместитель министра спорта Российской Федерации Марина Томилова. 
 
11 августа состязания лучников прошли на Центральном московском ипподроме. Ябусамэ считается одним из традиционных боевых искусств Японии, ранее практиковавшимся не только на войне, но и в качестве соревнований среди самураев: на расстоянии двух те (чуть более двухсот метров) всадник должен поразить стрелой с тупым наконечником три мишени на полном скаку. При этом посадка лучников весьма своеобразна: они не сидят, а фактически стоят на стременах с широко разведенными коленями, повод брошен, а в руках, соответственно, лук. Прежде чем выпустить стрелу, каждый всадник обязательно кричит: «Инь-йо», то есть «тьма» и «свет». Попасть в цель, понятное дело, весьма непросто, но это и не является главной задачей. «Церемония посвящена богам, наблюдающим с небес за Японией, это способ им понравиться, чтобы они возрадовались и даровали стране процветание, – говорит один из участников ябусамэ в Москве. – У нас есть судьи, они просто ведут своеобразный учет, сколько было попаданий, но кто победил – не так уж и важно. Лучника, который показал наилучший результат, просто одевают в белые одежды, демонстрируя ему таким образом благословение богов. Мы готовимся к соревнованиям целый год, у каждого есть своя работа, а ябусамэ для нас – это и хобби, и призвание одновременно. Перед выступлением в Москве мы очень переживали, какие будут лошади, насколько все получится, так как в Японии часто используют бывших скаковых лошадей, которые слишком резвы для ябусамэ, но здесь с такой проблемой мы не столкнулись». 
 
Мир самураев – мир богов
 
В преддверии показательных выступлений во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы состоялась лекция «Мир самураев – мир богов», на которой сын 31-го наследника рода Огасавара, Огасавара Киёмото, рассказал о ябусамэ и японском этикете. Мать Огасавара, госпожа Огасавара Дзюнко, провела мастер-класс по Киётада – самурайскому искусству вязать узлы. Кроме того, японские всадники познакомили россиян с искусством оригами и научили всех желающих стрельбе из лука. Накануне соревнований представители японской школы «Огасавара-рю» прошли торжественным парадом по главной аллее ВДНХ в исторических костюмах периода Камакура (XII-XIV века). Зрители смогли не только увидеть традиционные доспехи лучников и сфотографироваться с ними, но в деталях рассмотреть особую амуницию, используемую в ябусамэ, в Колонном зале Московского ипподрома. 
 
Снаряжение для лошадей в Японии не меняется веками: седла изготавливаются вручную, луку седла, например, нельзя просто выстругать – нужно подобрать дерево с подходящим натуральным изгибом, поэтому многим экземплярам сто лет и более! Тем не менее новые технологии и здесь пробили себе дорогу: недавно седла для ябусамэ начали производить и из стекловолокна. Японские уздечки заметно отличаются от стандартных спортивных: во-первых, они изготовлены не из кожи, а из ткани яркого цвета. Во-вторых, части уздечки соединяются между собой специальными узлами. Стремена тоже выглядят непривычно: они имеют полукруглую форму и чем-то похожи на ступеньку. Сегодня их делают из  алюминия, при этом их внешний вид остался неизменным с XII века. Однако больше всего в амуниции и экипировке японцев поражает то, что лучники выступают практически без обуви! Вместо сапог они используют особые носки, которые называются «таби». Садятся на лошадь японцы тоже иначе – с другой стороны, чтобы не задеть лошадь катаной, пристегнутой к поясу. Традиционный лук делают из бамбука и обматывают ротангом. Интересно то, что именно по луку можно определить уровень участника соревнований. Лук самого высокого ранга имеет 36 полос сверху и 28 снизу, что символизирует 36 земных и 28 небесных существ соответственно. 
 
В прошлом стать конным лучником могли лишь самые достойные – сегодня попасть в школу «Огасавара-рю» может каждый, так как здесь нет ограничений ни по возрасту, ни по полу. Учеба занимает пять лет (сначала всадники тренируются на деревянной лошади), но сдавать экзамены не нужно! Учителя сами видят уровень учеников и решают, допускать ли их к соревнованиям. На сегодняшний день в школе «Огасавара-рю» занимается порядка 100 человек, в других – около 20. Кстати в «Огасавара-рю» нет своих, скажем так, «клубных» лошадей! Выступления часто проходят за границей, и всадники стараются не привыкать к уже подготовленным животным, то есть каждый раз выступают на новых лошадях, находя взаимопонимание со своими четвероногими партнерами с «нуля». «Мы учим коней японскому языку, – шутит господин Киёмото. – Тренируемся каждый день, но понемногу, чтобы не утомлять лошадей». 
 
Стрелы времени    
 
Представители школы уже продемонстрировали искусство ябусамэ в Хельсинки, Лондоне и Париже. Теперь очередь дошла и до Москвы. Вход на ипподром был свободным, следовало только зарегистрироваться и получить бесплатный билет по электронной почте, однако желающих было так много, что хоть билеты никто и не проверял, перед входом выстроилась огромная очередь. 
 
По традиции перед началом состязаний на ЦМИ приехал синтоистский священник из японского храма в Камакуре, который провел специальный обряд по очищению духа лучников, после которого и начались соревнования. На удивление, в состав команды ябусамэ входили не только японцы, но и два представителя других стран, специально приехавшие в Японию, чтобы овладеть этим древним искусством. Как водится, официальная часть было долгой и торжественной, затем лошади вышли на часть скаковой дорожки перед трибунами, на которой была дополнительно огорожена узкая «рабочая» дорожка. Всадники выезжали после подачи судь­ей сигнала веером. По традиции лучник обязан поклониться лошади, прежде чем сесть в седло, – это дань уважения; выступали японцы на лошадях донской породы, которые были представлены конноспортивным клубом «Созидатель». 
 
В соответствии с правилами соревнующимся необходимо было поразить три квадратные дощечки-мишени размером 50х50 см, расположенные слева от дорожки длиной 218 м и шириной приблизительно 2 м. Расстояние от дорожки до мишени составляло 5 м, высота от земли – 2 м. За ходом состязаний следили специальные наблюдатели, сидящие в непосредственной близости от мишеней. Кроме того, прямая трансляция велась с дрона, изображение с которого попадало сразу на большой экран напротив трибун. Японские лучники очень старались, но нередко промахивались, зато при каждом попадании их горячо поддерживали аплодисментами. Завершился день показательными выступлениями российских мастеров джигитовки.
 
Японская культура много­гранна, загадочна и совершенно непохожа на европейскую. Жители этой далекой страны будто имеют другой счет времени: они очень сдержанны, спокойны и немногословны. Даже в таком динамичном действе, как ябусамэ, сокрыта сила спокойствия и выдержки. Ябусамэ – лишь один из многих элементов культуры самураев. Увидев это своими глазами, зрители смогли слегка приоткрыть завесу таинственной японской души. И все равно не понять ее.