Конное наследие человечества

Страны: Конное наследие человечества

Автор: Юлия СЕРКОВА
Номер журнала: GM №9-10 (185)2018

Попасть в список Всемирного наследия ЮНЕСКО для любого материального и нематериального памятника культуры означает получение особого статуса. С каждым годом государствам, особенно небольшим, все сложнее защитить и сохранить местные традиции, природные и рукотворные памятники, редкие промыслы и народные забавы и даже исчезающие породы лошадей. Все это – подлинное достояние не только 
отдельно взятой страны, но и всего человечества.
Национальная гордость
 
Включение какого-либо объекта в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО дает весомые преимущества: это и всесторонняя поддержка со стороны международного сообщества, и повышение престижа, и дополнительные гарантии сохранности и, конечно же, привлечение финансовых средств. Неудивительно, что старинные конные заводы буквально зубами пытаются вырвать этот статус. Процесс рассмотрения заявления длится не менее двух-трех лет, в течение которых проводится сравнительное исследование заводов и племенных ферм не только в Европе, но и во всем мире. 
 
Конный завод в Мезохедьеше, городке на юге Венгрии, был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО еще в 2000 году. Основанный в XVIII веке по указу императора Иосифа, первоначально он насчитывал 194 жеребца и 405 кобыл, но вскоре превратился в огромный аграрный комплекс. В XIX веке, казалось бы, простая ферма стала одной из самых современных в Венгрии – оборудованной телефоном, телеграфом, железной дорогой, и включающей в себя сады, леса, пастбища, мельницы, церковь, детский сад, школу, больницу и аптеку. Сейчас в заводе занимаются разведением редких местных пород лошадей: малого нониуса (менее 159 см), большого нониуса (более 159 см), гидрана и фуриозо-нордстара. 
 
Еще одно знаковое место в Венгрии – это национальный парк Хортобадь, включенный в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО в 1999 году. На протяжении столетий эта территория использовалась местными жителями как пастбище для скота. До сих пор здесь обитают целые стада серых венгерских быков, буйволов, коз, овец породы «рацка», а также более трехсот видов птиц. В Хортобади, в деревне Мате, также уже несколько столетий разводят нониусов, и  каждый год в июне местные пастухи-кочевники чикоши в черных шляпах, синих рубахах и широких штанах демонстрируют свое мастерство на Празднике скакунов. Оказывается, «летать» может не только Лоренцо: чикоши ничуть не хуже управляются с конями, стоя верхом на двух, трех и даже 17 лошадях! Туриста тут прокатят в экипаже, привезут на постоялый двор – чарду, где угостят мясом в кляре и фруктовой водкой – палинкой. 
 
Праздник скакунов в венгерском национальном парке Хортобадь: свое умение демонстрируют пастухи-чикоши
 
В 2015 году в список ЮНЕСКО были внесены традиции Испанской школы верховой езды в Вене, после чего представители конных заводов по разведению «белых лебедей» в Словении, Австрии, Хорватии, Венгрии и Словакии также подали свои заявки. И австрийцы опять своего не упустили: конный завод в Пибере (провинция Штирия), занимающийся разведением и поставкой липицианов для Испанской школы с 1920 года, получил заветный статус. 
 
Воз и ныне там
 
Что же касается самих лошадей, то заявки на включение пород в список объектов Всемирного наследия подали представители Туркменистана (ахалтекинцы) и Исландии (исландские лошади), а наша страна давно стремится добиться подобного статуса для орловских рысаков и Старожиловского конного завода, который вот уже многие годы находится в плачевном состоянии. Еще в 2006 году Министерство сельского хозяйства поддержало инициативу Московского конного завода № 1, Пермского племконзавода № 9, Ассоциации «Росплемконзавод», ВНИИ коневодства и Национального центра опеки наследия и Российского фонда культуры о внесении орловского рысака в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, однако на данный момент воз и ныне там. Положение Старожиловского завода еще более печальное: на его ремонт и реставрацию требуются миллиарды рублей, которых нет ни у местной администрации, ни у иностранных инвесторов, переговоры с которыми зашли в тупик.
 
__________________________
 
Строго по правилам
 
ЮНЕСКО (United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization) – это учреждение при ООН, отвечающее за международное сотрудничество в области культуры, образования и науки. В 1972 году ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия, главной целью которой стало сохранение и популяризация уникальных в своем роде материальных и нематериальных объектов. 
 
Раз в год каждая страна из 193‑х, ратифицировавших Конвенцию, имеет право номинировать на попадание в список ЮНЕСКО один объект культурного и природного наследия или два объекта природного наследия. Документы, поданные не позднее 1 февраля, рассматривают эксперты ЮНЕСКО и направляют на оценку в соответствующие консультативные органы – МСОП (Международный союз охраны природы), ИКОМОС (Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест) и ИККРОМ (Международный исследовательский центр по сохранению и реставрации культурных ценностей). После оценки объекта окончательное решение на ежегодной сессии принимает Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО, состоящий из 21 члена из 21 страны. 
 
По состоянию на конец 2018 года в Списке всемирного наследия находятся 1092 объекта, из которых 845 являются культурными, 209 – природными и 38 – смешанными.
__________________________
 
 
В джазе только девушки
 
Если брать соотношение «площадь государства/достопримечательности ЮНЕСКО», в верхние строчки списка попадает Чехия. 
Кладрубы-над-Лабой  – небольшой поселок, в Пардубицком крае, всего в 80 км от Праги, где расположен конный завод, основанный императором Рудольфом II в 1579 году, а также замковый комплекс с костелом и кузницей. Но главным достоянием культурной зоны является, без сомнения, исконно чешская порода – кладрубская лошадь, которую сами жители страны называют живым памятником Центральной Европы. 
 
Еще одно культурное достояние Чехии – это фольклорный фестиваль «Езда королей», один из самых красочных и … странных праздников в Европе. Празднества во Влчнове и его окрестностях проводятся каждый год в последнее воскресенье мая. 
 
Традиция восходит к 1469 году, когда король Богемии Иржи из Подебрад победил своего зятя, венгерского короля Матиаша Корвина, который, чтобы его не узнали и не схватили, оделся в женский народный костюм, закрыл лицо лентами и отправился в свою резиденцию в Тренчине. Дабы не выдать себя акцентом, король всю дорогу держал во рту цветок. 
 
Этнографы видят корни праздника в языческих мифах, когда мальчик становился юношей, а юноша – мужчиной. Фестиваль начинается с выбора короля сроком на один год: как правило, им становится мальчик 10-12 лет. Юного короля облачают в женский костюм, кроме того, во рту он должен целый день держать розу. Его свита также наряжается максимально пышно – девушки надевают платья, украшенные цветами, кружевами вышивкой и бисером; лошадям вплетают в гривы ленты и делают настоящую попону из цветной гофрированной бумаги. Дружинники короля, или легруты, демонстрируют длинное перо в шапке, цветастый платок в сапоге и красные нитяные помпоны на груди. 
 
К истории чехи относятся настолько серьезно, что в 1999 году даже попали в Книгу рекордов Гиннеса, когда продемонстрировали 81 вариацию народного костюма Влчнова, самый старый из которых датируется 1846 годом. 
 
Короля торжественно возят по городу весь день – нелегкое испытание, ведь он проводит в седле с розой во рту целый день, на жаре и при полном параде! О «Езде королей» знают немногие, но жителям Чехии на протяжении веков удалось сохранить эту уникальную традицию, и в 2011 году она была внесена в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. 
 
«Езда королей» в чешском Влчнове – пожалуй, самая странная европейская традиция. «Королем» каждый год выбирается мальчик 10-12 лет, которого в сопровождении «свиты» целый день возят на пышно украшенной лошади в женском платье с белой розой во рту.
 
Еще одна древняя и красочная традиция, связанная с лошадьми, попала в список всемирного наследия из Испании. Это турнир «винных лошадей» в небольшом испанском городке Каравака-де-ла-Крус. Каждый год 2 мая по улицам города проходят парадом более пятидесяти лошадей, а затем возле средневекового замка Санта-Крус устраивают своеобразные скачки, где четверо юношей вместе с лошадью бегом должны прийти к финишу первыми. Ну и что, что «скачка» длится всего 10-20 секунд, зато эмоции бурлят настоящие, а награда достается не только самым резвым, но и самым нарядным. 
 
В яблочко!
 
Хорватия в основном привлекает туристов своими морскими курортами, однако и для любителей лошадей здесь тоже найдется кое-что интересное: в первое воскресенье августа в небольшом хорватском городе Синь ежегодно празднуют победу над турками в 1715 году. В этот день всего 700 хорватских воинов из Синя смогли дать отпор армии Мехмеда-паши Челича, в которой насчитывалось 60 тыс. солдат! 
Местные конные состязания «Синьска алка» – это нечто среднее между спортивным мероприятием, конкурсом и национальной традицией. Для многих это событие не такого великого масштаба, однако в Хорватии турнир показывают на телевидении в прямом эфире, а участие в нем принимают государственные деятели самого высшего ранга. 
 
В турнире могут принять участие только мужчины из региона Синь. В традиционных костюмах XVIII века они на полном скаку должны попасть копьем в металлическую мишень под названием «алка», которое в переводе с турецкого означает «кольцо» или «обод». Все дело в том, что именно таким образом, направив копье в стремя, хорватские всадники обезвреживали иноземных захватчиков. Сама мишень сейчас разделена на три сектора: попадание в «яблочко» приносит три очка, в верхний сектор – два и в нижние два сектора – одно. Каждый всадник имеет право на три попытки, в случае равной суммы очков назначается дополнительный раунд. 
 
 
Настоящим героем «Синьска алка» стал Анте Грабовац Иванов, который участвовал в соревнованиях 45 раз и четырежды выходил победителем. 
 
Церемония, как правило,  длится три дня: она начинается в пятницу, продолжается скачкой в субботу и завершается, собственно, состязаниями на меткость. Билеты на соревнования достать не так непросто, так как празднества охватывают не только сам город, но и деревни неподалеку. Обычно их начинают продавать еще за несколько недель до главного события. 
 
Голодные игры
 
Особое место ЮНЕСКО уделяет национальным играм, львиная доля которых приходится на страны Азии, хотя конное поло, точнее его прародитель човган из Азербайджана, ставший на данный момент, скорее, прерогативой Европы, тоже нашел здесь свое место. 
 
О монгольском наадаме или «Трех игрищах мужей» слышали многие, хотя в основном наблюдают за соревнованиями местные жители. Каждый год в середине июля в Монголии отмечают национальный праздник в честь победы народной революции в 1921 году. По традиции в этот день мужчины, а также мальчики и девочки (!) показывают свое мастерство в борьбе, стрельбе из лука и скачках. 
 
Наадам – национальный праздник Монголии в честь победы народной революции в 1921 году
 
Праздник начинается на главной площади Улан-Батора рано утром, когда в центре стадиона водружают белый государственный флаг, изготовленный из волос 1000 жеребцов. Венцом официальной программы, которая включает в себя состязания лучников и борцов, а также весьма необычные соревнования по бросанию позвонков верблюдов, являются скачки, где принимают участие лошади от двух до шести лет. Скачки проходят на дистанции от 15 до 28 км, и главной «изю­минкой» являются совсем еще юные жокеи, возраст которых составляет всего от 4 до 12 лет! 
 
Хоккей по-киргизски
 
 Скачками и веселыми конными играми отмечают и День весеннего равноденствия – новруз или навруз, который празднуют 21 марта в Казахстане, Афганистане, Азербайджане, Индии, Иране, Ираке, Кыргызстане, Пакистане, Таджикистане, Турции, Туркменистане и Узбекистане. В каждой стране событие проходит по-своему, но везде готовят символический огонь и воду, накрывают праздничный стол, поминают умерших и, конечно же, состязаются в силе и ловкости верхом. Например, в Кыргызстане в состязании «Кыз куумай» джигит должен догнать девушку верхом на коне. «Эниш» – это борьба двух всадников, каждый из которых пытается сбросить другого с седла, а участники «Жамбы ату» верхом на лошадях, двигаясь галопом, стараются поразить мишени из лука. 
 
«Козлодрание», или «кок-бору», также является частью нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Эта командная игра популярна в странах Азии, где собирает тысячи болельщиков. После третьих Всемирных игр кочевников активно обсуждается вопрос о проведении чемпионата мира по кок-бору. Осталось только утвердить единые международные правила. 
 
Похожая игра, «бузкаши», распространена в Афганистане, но ее отличие заключается в том, что всадники не делятся на команды, и целью каждого является схватить козла и удерживать его как можно дольше.
 
Вопиющие в пустыне
 
Оман добился мирового признания для своего национального мероприятия под названием «ардха». В день фестиваля тысячи людей собираются на ипподроме, чтобы посмотреть на шоу и скачки жокеев на лошадях и верблюдах. Обычно в празднике принимает участие более 750 верблюдов и 150 лошадей со всего королевства. «Ардха» начинается с демонстрации красоты и послушания животных: лошади и верблюды ложатся и встают по команде, изображают некоторое подобие котильона, а всадники поражают воображение зрителей захватывающими дух трюками – сближаются на полном скаку и пожимают друг другу руки, ездят верхом стоя и т. д. Затем следует выставка лошадей и верблюдов, наряженных в богато расшитые золотом и серебром попоны. Все это сопровождается декламацией стихов и народными гуляниями. Интересно то, что в фестивале могут принимать участие как мужчины, так и женщины, а искусству ездить верхом студен­тов обучают в специальных группах в университете!
 
Ты рыбачка, я – рыбак
 
Самое странное применение непарнокопытным нашли, пожалуй, в Бельгии: вот уже более 500 лет местные рыбаки добывают креветок верхом на лошадях! Традиция подобного промысла существовала ранее не только на территории Бельгии, но в Нидер­ландах, Франции и Англии. Постепенно в связи со всеобщей механизацией от лошадиных сил отказались, и на смену животным  пришли коммерческие траулеры, способные поставлять до 75 тонн ракообразных в год. Противостоять прогрессу решились лишь рыбаки в Остдюнкерке, где до сих пор всего несколько семей свято чтут эту традицию. 
 
Конному промыслу креветок в Бельгии уже более 500 лет
 
«Рыбак должен любить свою лошадь, море и рыбалку, – говорит один из рыбаков. – И выбор правильной лошади – важная часть уравнения. Когда лошадь впервые видит море и волны, как правило, пускается наутек, но мы учимся доверять друг другу. Иногда мы говорим, что любим коней больше, чем жен, ведь мы должны довериться друг другу абсолютно, особенно когда существует угроза в виде возникновения сильных течений». Подобная рыбалка длится обычно около трех часов: рыбаки, одетые в ярко-желтые костюмы, сидят верхом в специальных деревянных седлах и забрасывают в море сети, а когда они наполняются, лошади вытаскивают их  на берег. Улов весит немало, поэтому для промысла используются исключительно крепкие лошади породы брабансон. Затем пойманную живность сортируют – крабов и медуз выбрасывают, креветок сгружают в плетеные корзины и везут на лошадях обратно домой. Далее креветок промывают, отваривают и поставляют в местные кафе и рестораны. Традиция была включена в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО в 2013 году. Кроме того, сейчас рыбаков поддерживают местные общественные и туристические организации, которые, среди прочего, устраивают в  начале лета двухдневный «креветочный фестиваль», когда рыбаки торжественно проходят по улицам города и учат ловить креветок туристов.
 
Под эгидой всемирного культурного наследия ЮНЕСКО объединяет разные государства, страны, обычаи и привычки. И пусть диким и, порой, жестоким играм кочевников далеко до изысканного французского искусства верховой езды «Кадр-Нуар», а помимо липицианов существует еще масса замечательных пород, несмотря на научно-технический прогресс и необратимое движение общества в сторону тотальной механизации, одной из главных фигур каждой цивилизации по-прежнему остается лошадь.