С миру по нитке
Подготовка к походу длилась почти полтора года. Безусловно, самым сложным моментом в организации стал поиск спонсоров. Пересечение границ, таможня, состояние дорог, размещение участников и животных в пути, кормление и уход, оказание медицинской помощи, языковые барьеры – все это могло отпугнуть даже заядлого мецената. Однако такой человек нашелся: им стал Детлеф Зелигер, владелец компании Mapco, производящей запчасти для автомобилей. Он лично пожертвовал на организацию похода 60 тыс. евро.
Но этого все равно было недостаточно – смета проекта составляла 400 тыс. евро. Организаторы сумели получить поддержку на уровне федерального правительства (67 тыс. евро), отдельных немецких политиков, получили пожертвования от компаний, церкви и частных лиц. Еще 68 тыс. евро предоставил социальный благотворительный фонд Stiftung Deutsche Klassenlotterie Berlin.
Поддержал проект и известный немецкий производитель сельскохозяйственной техники Fendt. Фирма предоставила трактор, который стал полноправным участником похода, сильно облегчив жизнь людям при погрузке и разгрузке цистерны с водой и кормов.
Та еще компания
Еще одна проблема – хоть и не такая масштабная – состояла в том, чтобы найти достаточное количество кучеров, ведь в Европе для управления гужевым транспортом нужно специальное удостоверение. Что же касается «пассажиров», то ими стали настоящие энтузиасты всех полов и возрастов (в основном, старшего), которые пожертвовали работой и своим личным временем ради грандиозного приключения: путешествия в настоящую Россию, далекое от рафинированных столичных экскурсий. Простые люди из разных земель Германии пустились в эту красивую авантюру, о которой они теперь будут вспоминать всю жизнь. Герхард Тиле назвал участников похода «зеркалом немецкого общества».
В итоге состав экспедиции был таким:
• более 100 участников;
• 20 лошадей (двое першеронов, остальные – рейнские тяжеловозы);
• 2 мула (которые провезли свою повозку ничуть не хуже своих более крупных и сильных «коллег»);
• 8 фургонов;
• грузовой коневоз с прицепом (в нем ехали «запасные» лошади, а в прицепе – корма и вода);
• дополнительный прицеп-коневоз;
• трактор.
В одной из повозок находился пекарь с мобильной печью, чтобы по дороге угощать людей хлебом – символом мира, согласия и дружбы.
Однако главным вестником мира стал семидесятикилограммовый бронзовый колокол с библейской гравировкой «Старайтесь иметь мир со всеми», отлитый мастером Петером Гласбреннером из немецкого города Швебиш-Халль, в который звонили на каждой остановке. Впрочем, по словам участников, в дороге колокол часто самостоятельно «взывал» к миру и согласию, раскачиваясь на каждой кочке или яме.
Трудности перехода
Во время похода за сутки лошади потребляли примерно полторы тонны воды, три тюка сена и несколько десятков килограммов овса. «Животные выдержали дорогу очень хорошо, – убежден Герхард Тиле. – Такой поход – это отличный вклад в сохранение породы».
К сожалению, без потерь не обошлось – одна лошадь пала от колик еще в первой половине пути. Но это не было связано с условиями похода – несчастный случай. Зато все остальные доказали, что обладают хорошими рабочими качествами и рождены отнюдь не для декоративных целей.
Самым сложным в путешествии, по мнению многих участников, были погодные условия. «Больше всего выматывало не расстояние, а жара, – признается участник пробега Бэнд Шульц. – В Польше столбик термометра показывал 35-37 градусов, и это было тяжело как для нас, так и для животных. А в октябре под Новгородом ночью температура падала до минусовой». «С пяти утра мы уже были на ногах, – вспоминает еще один организатор похода ветеринар Клаудия Поссардт. – Мы проходили в день около 30 км, то есть шли примерно 6 часов с небольшим перерывом».
Забегая вперед, скажем, что, когда путешественники уже возвращались обратно, у них неожиданно возникли проблемы при пересечении эстонской границы. Лошадей, уже погруженных в коневозы, не хотели впускать обратно, на территорию ЕС. Люди и животные простояли два дня на таможенном пункте, потому что в документах не хватило одной печати. К тому же, таможенники требовали предъявить еще одну повозку, которая осталась в России вместе с колоколом, ехавшим на ней.
Миру – мир!
Во время пути процессия совершила около 70 крупных остановок, но нигде ее участников не встречали так тепло, как в России. «Гостеприимство было просто ошеломляющим, – рассказывает Детлеф. – Люди шли к нам целыми деревнями, несли нам еду, помогали организовать ночлег. Женщины даже подарили нам вязаные носки, потому что ночью температура опускалась ниже 0». «Нас принимали как каких-то знаменитостей, – говорит участница экспедиции Виола Келер. – Я видела взрослых людей и детей, плачущих от радости. Это было очень трогательно! В Калининграде нам разрешили посетить органный концерт в соборе, а на следующий день организовали экскурсию по городу».
Помощь оказывали все: мэрия, региональное министерство сельского хозяйства, комитет по ветеринарии, сотрудники полиции и ГИБДД, а военные даже помогли перевезти повозки на своих грузовиках. Обратиться к представителям российских вооруженных сил пришлось для того, чтобы наверстать потерю времени во время польской жары и завершить путешествие в намеченные сроки. Громадные армейские «Камазы» местной ракетной части как раз подошли для быстрой транспортировки фургонов.
В российском конном сообществе поход также не остался без внимания. Например, сотрудники Александровского конного завода № 12 записали видео-обращение к участникам тура. А при личной помощи Анны Громзиной, известной спортсменки и тренера из Санкт-Петербурга, удалось организовать приезд коваля из Германии Карла-Хайнца Байсманна для обслуживания «титанов».
Для эффектного финиша всего проекта руководство Новгородского музея-заповедника согласилось на беспрецедентные меры, разрешив пройти обозу через кремлевские ворота. Немецкая делегация возложила цветы к мемориалу «Огонь вечной славы», почтив память воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, а затем торжественно передала колокол Великому Новгороду. Его установили в звоннице храма св. Андрея Стратилата в кремле.
«Я уверен, что поход сильно изменил как его участников, так и тех, кто встретился им на пути, – считает премьер-министр Бранденбурга Дитмар Вийдке. – Несмотря на то, что путешествие подошло к концу, новые знакомства и впечатления будут долго жить в наших сердцах».
А на торжественном банкете участники и организаторы тура уже серьезно обсуждали, куда они повезут мир в следующий раз: по следам Ганнибала через Альпы, повторят путь Святого Джеймса в Испании, а может, и вовсе отправятся на Святую землю в Иерусалим...
______________________
Редакция GM благодарит шеф-редактора журнала «Новое сельское хозяйство» Марину Политову за помощь в подготовке статьи.