Посланники мира

Страны: Посланники мира

Автор: Юлия СЕРКОВА
Номер журнала: GM №8(184)2018
Фото: Александр ТОКЕР

Утро пятницы, 28 сентября. Автомобильная дорога близ Большой Пустомержи. На улице прохладно и ветрено. Водителя одинокой легковушки клонит ко сну. Вдруг он замечает картину, которая вмиг снимает всю сонливость.  Навстречу движется экзотическая процессия: несколько повозок, каждую из которых везет пара коренастых лошадок, следом – грузовик-коневоз, еще пара машин, зеленый трактор. На фургонах – флаги России, Германии и Евросоюза. А еще, кажется, откуда-то доносится колокольный звон. 
По ком звонит колокол
 
В конце июля в Германии стартовал уникальный проект – культурно-исторический поход на лошадях тяжеловозных пород «Титаны в пути», призванный донести идеи добра и согласия до жителей стран Европы. Маршрут проходил по городам средневекового Ганзейского торгового союза, расположенным на территории Германии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии и России. 5 октября участники экспедиции добрались до конечного пункта своего путешествия – Великого Новгорода – и торжественно передали новогородцам символический «Колокол мира».
 
Идея организовать конный поход в Великий Новгород пришла в голову ветеринарному врачу Герхарду Тиле. Герхард знаком с Россией не понаслышке: он учился и преподавал в Московской ветеринарной академии имени К. И. Скрябина. Когда-то он уже бывал в Новгороде, где его поразила красота кремля и памятник Тысячелетию Руси. Тогда же он с большим огорчением узнал, что во время войны величественный монумент был разрушен фашистами. 
 
Еще одним мощным катализатором этой идеи стал политический фон последних лет и ухудшение отношений между европейскими странами и Россией. «Мы видим, как политики строят стены между народами. А мы хотим их объединить. Рабочая лошадь, которую любят и ценят и в России, и в Германии, – хороший проводник идеи дружбы», – говорил Герхард год назад. Кроме того, экономические санкции и контрсанкции не лучшим образом отразились на ведении бизнеса между Россией и Германией, в первую очередь в сфере сельского хозяйства, в которой давно работает Герхард. 
 
Возможно, последней каплей в принятии решения об организации поездки стало предложение Гельмута Каутса, пастора евангелической общины города Брюк, провести по городам древнего торгового пути «Колокол мира» и оставить его в кремле Великого Новгорода.
 
В 2009 году немецкие тяжеловозы уже совершили подобный переход из бельгийского города Брюгге в немецкий Брюк, преодолев 1200 километров. На этот раз «титанам» предстояло пройти в общей сложности 2330 километров. 
 
Фургоны были сконструированы в Польше по средневековым чертежам 850-летней давности. Как и девять веков назад, они сделаны почти полностью из дерева и не имеют рессор, что не способствует комфорту пассажира и создает шум на дороге, зато не противоречит исторической достоверности. Лошадей тоже выбрали соответствующих – рейнской тяжеловозной породы, на протяжении столетий помогавших немецким крестьянам.
 
_______________________
 
Почему «титаны»?
 
Томас Хазелёф, один из инициаторов и участников похода, является председателем объединения заводчиков лошадей тяжеловозных пород города Брюка (земля Брандербург). Визитная карточка этого племенного союза – ежегодное шоу «Титаны скаковой дорожки», которое в этом году проводилось уже в 17-й раз и собрало 25 тыс. зрителей. Устоявшийся бренд перекочевал и в название проекта «Титаны в пути». Популяризация тяжеловозного коннозаводства и рекламная кампания шоу, конечно, стали целью этого путешествия, но отнюдь не главной. Это как раз тот случай, когда «идейная» составляющая была гораздо более значимой, чем коммерческая. 
________________________
 
С миру по нитке 
 
Подготовка к походу длилась почти полтора года. Безусловно, самым сложным моментом в организации стал поиск спонсоров. Пересечение границ, таможня, состояние дорог, размещение участников и животных в пути, кормление и уход, оказание медицинской помощи, языковые барьеры – все это могло отпугнуть даже заядлого мецената. Однако такой человек нашелся: им стал Детлеф Зелигер, владелец компании Mapco, производящей запчасти для автомобилей. Он лично пожертвовал на организацию похода 60 тыс. евро. 
 
Но этого все равно было недостаточно – смета проекта составляла 400 тыс. евро. Организаторы сумели получить поддержку на уровне федерального правительства (67 тыс. евро), отдельных немецких политиков, получили пожертвования от компаний, церкви и частных лиц. Еще 68 тыс. евро предоставил социальный благотворительный фонд Stiftung Deutsche Klassenlotterie Berlin. 
 
Поддержал проект и известный немецкий производитель сельскохозяйственной техники Fendt. Фирма предоставила трактор, который стал полноправным  участником похода, сильно облегчив жизнь людям при погрузке и разгрузке цис­терны с водой и кормов.
 
Та еще компания 
 
Еще одна проблема – хоть и не такая масштабная – состояла в том, чтобы найти достаточное количество кучеров, ведь в Европе для управления гужевым транспортом нужно специальное удостоверение. Что же касается «пассажиров», то ими стали настоящие энтузиасты всех полов и возрастов (в основном, старшего), которые пожертвовали работой и своим личным временем ради грандиозного приключения: путешествия в настоящую Россию, далекое от рафинированных столичных экскурсий. Простые люди из разных земель Германии пустились в эту красивую авантюру, о которой они теперь будут вспоминать всю жизнь. Герхард Тиле назвал участников похода «зеркалом немецкого общества».
 
В итоге состав экспедиции был таким:
 
• более 100 участников;
 
• 20 лошадей (двое першеронов, остальные – рейнские тяжеловозы);
 
• 2 мула (которые провезли свою повозку ничуть не хуже своих более крупных и сильных «коллег»); 
 
• 8 фургонов;
 
• грузовой коневоз с прицепом (в нем ехали «запасные» лошади, а в прицепе – корма и вода); 
 
• дополнительный прицеп-коневоз;
 
• трактор. 
 
В одной из повозок находился пекарь с мобильной печью, чтобы по дороге угощать людей хлебом – символом мира, согласия и дружбы. 
 
Однако главным вестником мира стал семидесятикилограммовый бронзовый колокол с библейской гравировкой «Старайтесь иметь мир со всеми», отлитый мастером Петером Гласбреннером из немецкого города Швебиш-Халль, в который звонили на каждой остановке. Впрочем, по словам участников, в дороге колокол часто самостоятельно «взывал» к миру и согласию, раскачиваясь на каждой кочке или яме. 
 
Трудности перехода 
 
Во время похода за сутки лошади потребляли примерно полторы тонны воды, три тюка сена и несколько десятков килограммов овса. «Животные выдержали дорогу очень хорошо, – убежден Герхард Тиле. – Такой поход – это отличный вклад в сохранение породы». 
К сожалению, без потерь не обошлось – одна лошадь пала от колик еще в первой половине пути. Но это не было связано с условиями похода – несчастный случай. Зато все остальные доказали, что обладают хорошими рабочими качествами и рождены отнюдь не для декоративных целей. 
 
Самым сложным в путешествии, по мнению многих участников, были погодные условия. «Больше всего выматывало не расстояние, а жара, – признается участник пробега Бэнд Шульц. – В Польше столбик термометра показывал 35-37 градусов, и это было тяжело как для нас, так и для животных. А в октябре под Новгородом ночью температура падала до минусовой». «С пяти утра мы уже были на ногах, – вспоминает еще один организатор похода ветеринар Клаудия Поссардт. – Мы проходили в день около 30 км, то есть шли примерно 6 часов с небольшим перерывом». 
 
Забегая вперед, скажем, что, когда путешественники уже возвращались обратно, у них неожиданно возникли проблемы при пересечении эстонской границы. Лошадей, уже погруженных в коневозы, не хотели впус­кать обратно, на территорию ЕС. Люди и животные простояли два дня на таможенном пункте, потому что в документах не хватило одной печати. К тому же, таможенники требовали предъявить еще одну повозку, которая осталась в России вместе с колоколом, ехавшим на ней. 
 
Миру – мир! 
 
Во время пути процессия совершила около 70 крупных остановок, но нигде ее участников не встречали так тепло, как в России. «Гостеприимство было просто ошеломляющим, – рассказывает Детлеф. – Люди шли к нам целыми деревнями, несли нам еду, помогали организовать ночлег. Женщины даже подарили нам вязаные носки, потому что ночью температура опускалась ниже 0». «Нас принимали как каких-то знаменитостей, – говорит участница экспедиции Виола Келер. – Я видела взрослых людей и детей, плачущих от радости. Это было очень трогательно! В Калининграде нам разрешили посетить органный концерт в соборе, а на следующий день организовали экскурсию по городу».
 
Помощь оказывали все: мэрия, региональное министерство сельского хозяйства, комитет по ветеринарии, сотрудники полиции и ГИБДД, а военные даже помогли перевезти повозки на своих грузовиках. Обратиться к представителям российских вооруженных сил пришлось для того, чтобы наверстать потерю времени во время польской жары и завершить путешествие в намеченные сроки. Громадные армейские «Камазы» местной ракетной части как раз подошли для быстрой транспортировки фургонов. 
 
В российском конном сообществе поход также не остался без внимания. Например, сотрудники Александровского конного завода № 12 записали видео-обращение к участникам тура. А при личной помощи Анны Громзиной, известной спортсменки и тренера из Санкт-Петербурга, удалось организовать приезд коваля из Германии Карла-Хайнца Байсманна для обслуживания «титанов». 
 
Для эффектного финиша всего проекта руководство Новгородского музея-заповедника согласилось на беспрецедентные меры, разрешив пройти обозу через кремлевские ворота. Немецкая делегация возложила цветы к мемориалу «Огонь вечной славы», почтив память воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, а затем торжественно передала колокол Великому Новгороду. Его установили в звоннице храма св. Андрея Стратилата в кремле. 
 
«Я уверен, что поход сильно изменил как его участников, так и тех, кто встретился им на пути, – считает премьер-министр Бранденбурга Дитмар Вийдке. – Несмотря на то, что путешествие подошло к концу, новые знакомства и впечатления будут долго жить в наших сердцах». 
 
А на торжественном банкете участники и организаторы тура уже серьезно обсуждали, куда они повезут мир в следующий раз: по следам Ганнибала через Альпы, повторят путь Святого Джеймса в Испании, а может, и вовсе отправятся на Святую землю в Иерусалим...
 
______________________
 
Редакция GM благодарит шеф-редактора журнала «Новое сельское хозяйство» Марину Политову за помощь в подготовке статьи.