Автор: Юлия Серкова
Номер журнала: №9-10 (111) 2011
Отъехав от Токио всего 75 км, вы перенесетесь на 800 лет назад: каждую весну в городе Камакура самураи продолжают свой бой. Всадники в национальных костюмах, с богато украшенными колчанами, полными особых стрел, во весь опор несутся навстречу мишеням, чтобы попасть в них из лука. Нет, они не воюют, а бережно хранят 800-летнюю традицию ябусамэ - ритуальной конной стрельбы из лука.
Дух воина
По одной легенде, корни ябусамэ восходят к VI веку, когда император поразил на скаку три мишени, чтобы умилостивить богов и попросить у них мира, богатства и благополучия для своей страны. По другой версии, этот ритуал зародился в начале периода Камакура (1192-1334 гг). Минамото но Ёритомо, основатель сёгуната Камакура и первый его правитель, был обеспокоен слабой подготовкой своих самураев, хотя использование луков и стрел было неотъемлемой частью японской военной культуры на протяжении многих веков. Лук и стрелы считались символом силы и власти в древней Японии, поэтому Ёритомо принял решение ввести ябусамэ в качестве тренировки. Тот, кто плохо справлялся с нагрузкой, мог даже получить от командира приказ сделать сэппуку – ритуальное самоубийство путем вспарывания живота. В отличие от пешей стрельбы, использовавшейся вплоть до XII века, Минамото усадил лучников на лошадей, чтобы они эффективнее проявили себя на войне. Ябусамэ так же была частью подношений синтоистским богам, которые, в свою очередь, обещали японскому народу процветание и победу в бою.
Достойный ответ
Конные лучники особо проявили себя во время самой знаменитой из всех войн между самураями - войны Гэмпэй, которая продолжалась с 1180 по 1185 гг. Тогда за власть в Японии боролись кланы Хэйкэ и Гэндзи. В битве при Ясиме Хэйкэ потерпели поражение и были вынуждены бежать, по пятам преследуемые Гэндзи. Хэйкэ успели сесть на свои корабли, а всадников остановило море. В ожидании попутного ветра Хэйкэ вывесили на мачту мишень для лучников в знак благородного соперничества, чтобы дать врагам возможность показать своё искусство. Один из самураев Гэндзи Насу но Ёити решился дать Хэйкэ ответ: он заехал на коне в море и выстрелил точно в мишень. Его подвиг помнят и отмечают до сих пор.
На пути дзэн
Стать ябусамэ обычной конной стрельбой из лука помог дзэн-буддизм: дыхательные методики дзэн дали самураям возможность достичь ясности и спокойствия во время боя. Буддийские монахи также сыграли важную роль в деле поэтапного прекращения практики инуомоно - стрельбы по собакам, одного из жестоких подвидов конной стрельбы из лука. Монахи потребовали от воинов не убивать собак, а затем заменили живые мишени кедровыми досками. Благодаря этой духовной составляющей, большинство современных состязаний ябусамэ проходят в синтоистских святилищах. На фестивале в Камакуре церемония начинается с подношений в одной из самых известных святынь города, храме Цуругаока Хатимангу. В начале церемонии священники благословляют всадников и их лошадей, затем первый участник произносит клятву, подбрасывает церемониальный веер, и состязание объявляется открытым.
Тьма или свет
Лучник скачет галопом по 250-метровой дорожке, управляя лошадью лишь с помощью ног – в руках он держит лук, размер которого нередко достигает полутора метров или больше. Когда всадник приближается к цели, он натягивает тетиву, выкрикивает “in-yo-in-yo” (или тьма, или свет) и стреляет. Звук, издаваемый при попадании в мишень, не менее важен, чем меткость стрелка. Традиционно в ябусамэ используют специальные стрелы с тупыми наконечниками, чтобы звук получался более громким. При таком попадании в цель мишень не раскалывается, а громкий звук, говорят, дарует смелость лучника всем зрителям. Опытные всадники нередко используют стрелы с V-образными наконечниками: тогда в случае успеха мишень раскалывается на несколько кусочков. Фрагменты кедровых дощечек считаются счастливыми: их подбирают, ставят на них клеймо и датируют, что превращает их в амулеты. Затем вместе со стрелами амулеты продают зрителям, чтобы собрать средства для проведения состязаний в следующем году. В ябусамэ в идеале стрелок должен поразить три мишени – они закреплены на шестах или деревянных конструкциях на высоте примерно два метра и имитируют торс вражеского воина-всадника в традиционных доспехах самураев. Самое трудное во время состязания – сохранить равновесие, поскольку лучник не сидит в седле в прямом смысле этого слова, а скорее «приседает» на корточках, пользуясь специальными стременами и очень лёгкими сёдлами.
Традиции и ритуалы
Исторически ябусамэ была разделена на две основные школы. Одну из них возглавлял Ёритомо, а вторая, Школа стрелков Такэда, основанная в IX веке Минамото Есиари, включила в себя ябусамэ в XII веке. Школа Такэда до сих пор существует, продолжает обучать конных лучников и завоевала большую популярность благодаря современным фильмам и показательным выступлениям. Страна Восходящего Солнца всегда оставалась для европейцев окутанной тайной: цветущая сакура и гора Фудзи, оригами и икебана, искусные гейши и опасные ниндзя, - Япония таит в себе много загадок, и одна из них –древний ритуал и спорт самураев - ябусамэ.
Айкен Сато – чужой среди своих, свой среди лучших
Миллионные скачки на краю света
Япония. Ябусамэ - спорт самураев