Сардиния - остров конных карнавалов // ЗМ №2 (116) 2012

Страны: Сардиния - остров конных карнавалов // ЗМ №2 (116) 2012

Автор: Янина АНЦУЛЕВИЧ

В  конце зимы во всех христианских странах начинается период праздников и карнавалов. Такие карнавалы аналогичны нашей Масленице и по времени предшествуют Великому посту. Сегодня хотелось бы рассказать о карнавалах острова Сардиния, изобилующих конными шествиями и состязаниями на которых мне посчастливилось побывать.

Простому обывателю Сардиния известна как остров Италии с исключительно красивыми лазурными берегами и пляжами, притягивающими тысячи туристов в год для элитного отдыха на Средиземном море. Но, меня, как конника, интересовали отнюдь не пляжи и солнце Италии, а необычные конные традиции Сардинии, зародившиеся в далекой древности и сохранившиеся до наших дней почти в первозданном виде.

Знаменитый карнавал САРТИЛЬЯ (SARTIGLIA)

Сартилья – самый главный, яркий и красочный конный карнавал на острове, который проходит в городе Ористано, старинной столице Арбореи – центре конной культуры Сардинии. Название «Sartiglia» происходит от испанского слова «Sortija», что в переводе означает «кольцо». Мне посчастливилось видеть его не единожды, но всякий раз Сартилья по-новому впечатляет и вдохновляет, не только меня, но и, например, посещающих остров художников со всего мира на колоритные творческие произведения. Ведь Сартилья – это настоящий праздник с участием многочисленных всадников, наряженных в маски и традиционные народные костюмы, интерпретаций которых на Сардинии более трехсот! На лице у каждого всадника, как полагается на карнавале, надета маска. Все костюмы – ручная работа местных портных, которые заранее долго и усердно создают их к празднику. Костюмы богато расшиты узорами и украшены золотом. К слову, стоимость такого костюма может доходить и до 18 000 евро!

Не меньшее внимание уделяется и праздничному убранству лошади: все ремни амуниции украшаются цветными розеточками, также ручной работы, плотно посаженными друг к другу. Их также плотно вплетают в гриву по обе стороны, так что создается впечатление своего рода гребня на шее лошади, а хвост туго переплетается и к нему крепится одна большая розетка с разноцветными ленточками.  На каждой розетке с обратной стороны пишется имя всадника и год его участия в Сартилье. Ведь после окончания карнавала всадники должны оставить розетки гостям на память.

Действие начинается с раннего утра и заканчивается около семи вечера.

Весь облик города Ористано полностью меняется на время Сартильи. Асфальтовые дороги вокруг Домского собора покрывают мантией желтого песка, и город окунается в атмосферу старинного карнавала. Праздник проходит в честь Элеоноры – очаровательной, легендарной и великой правительницы этой земли. Каждый год ее олицетворяет одетая в бархатное темно-зеленое платье юная всадница. Сам праздник состоит из двух частей: первая и основная – турнир «скачка за звездой» (Corsa alla stella, то же самое, что и Corsa all’anello), а вторая – Парилья (Pariglia).

Согласно старинной рукописи XVI века, хранящейся сейчас в библиотеке Кальяри, столицы Сардинии, карнавал зародился в 1543 году. Он проходит два дня: в последнее воскресенье февраля и следующий за ним вторник. Воскресный день называется Sartiglia del contadini (Сартилья крестьян) и считается, что если всадникам на турнире в этот день удастся сорвать наибольшее количество звезд – жди хорошего урожая. Второй день - вторник – носит название Sartiglia del falegnami (Сартилья столяров).

Магические церемонии

Начало карнавала в Ористано связано с выбором главнокомандующего, короля Карнавала – Su Componidori. Это происходит 2-го февраля в день Kанделора (Candelora от слова «candele» – свеча). Решение доверено двум Gremi (советам) – крестьян и столяров. Советом крестьян выбирается глава турнира на воскресенье, а советом столяров – на вторник. Имя выбранного Компонидори остается в строгом секрете до тех пор, пока в день Канделора Su Majorale (президент Сартильи) не приходит в дом избранного, чтобы передать ему священные свечи. Сразу же после этого на всех площадках вокруг города начинаются тренировки: лошади и люди готовятся к скачке за звездой и Парилье.

Утром, в день турнира, перед самым началом состязания проходит своеобразная коронация короля Сартильи или Vestizione (одевание), а после окончания карнавала Svestizione (раздевание). Это торжественные и магические церемонии - целые ритуалы, связанные с определенной кропотливой работой. Они обычно проходят в специальном зале, но часто, если погода позволяет, то и на открытом воздухе. Су Кoмпонидори восседает в кресле на высоком подиуме, как король. Две хозяйки – le massaias – одетые в традиционные праздничные сардинские костюмы, медленно и аккуратно наряжают главнокомандующего. Их неторопливые движения, растягивающие время, создают необычную магическую атмосферу и подчеркивают величественность момента.

Завершают образ маска, черный цилиндр, подобно короне надеваемый на голову короля, и красный цветок камелии, прикрепляемый к белой накидке.

Двое слуг подводят лошадь прямо к подиуму, Су Компонидори спускается на нее сверху, ибо королю не дозволено касаться земли в течение всего праздника до самой церемонии «Svestizione».

Священный образ Су Компонидори

Су Компонидори открывает и закрывает турнир «Corsa alla stella», а затем Парилью. Он первым скачет по выстланной песком дороге и, откинувшись назад, буквально соприкасаясь своей спиной со спиной лошади, совершает крестообразные движения рукой, в которой он держит двусторонний букет фиалок – Sa pippia de Maju. Это действие называется Sa remada и является благословлением для удачных соревнований.

Вообще, образ Су Компонидори является священным для жителей Ористано. Даже в самые тяжелые времена ористанцы не отказывались от своего старинного праздника: во время вторжения французов в 1637 году, и десять лет после него, когда всадники участвовали в забастовках. И даже Вторая Мировая Война не сломала многовековую традицию. Сартилья проводилась всегда, не смотря ни на что, иногда даже без всадников. Например, во время чумы, голода, войны в назначенные дни карнавала Су Компонидори, одетый в свой костюм, верхом на лошади обязательно объезжал развалины города. Проезжая мимо закрытого Домского собора он выстреливал несколько раз в воздух в честь возвращения лучших времен.

Скачка за звездой

И вот приближается начало турнира! Все всадники собираются в кортеж по трое и маршируют колонной по улицам города, затем этими же тройками будет показываться парилья. Под непрерывный бой барабанов и звучание труб всадники направляются в сторону исторического центра, где висит звезда. Каждая тройка всадников (а всего их 90) одета в свой национальный костюм. Интересно, что в Сартилье могут участвовать только жители Ористано и его области. Среди участников немало представительниц прекрасного пола, которые выглядят очень эффектно в развивающихся длинных юбках во время скачки за звездой. Кстати, в прошлом году на роль Су Компонидори была выбрана женщина.

Наконец, Главнокомандующий прибывает на улицу Аристано, где будет проходить Corsa alla stella. А за ним и весь кортеж медленно стекается к трибунам напротив собора. Эти затянувшееся ожидание создают колоссальное напряжение в толпе зрителей, которое мгновенно разрядится, как только всадники пустятся за звездой.

До начала  скачки остаются считанные минуты, Главнокомандующий шагом проходит вдоль всех трибун, шпагой поправляют звезду и удаляется на исходную. Затем он первым мчится к звезде, срывает ее, демонстрируя тем самым свое неоспоримое мастерство и открывая турнир. Это увлекательное состязание проходит несколько часов, каждого участника, которому удалось сорвать звезду, приветствуют, поздравляют и награждают.

Как только промчался последний всадник в Corsa alla stella, весь кортеж в сопровождении толпы перебирается на более широкую и почти прямую улицу Ористано – Арбореа – для проведения второй, еще более захватывающей части турнира – Парильи – которая проходит на закате солнца.

Парилья

В первой тройке всадников мимо толпы, откинувшись назад проносится Су Компонидори, совершая уже знакомый нам ритуал Sa remada для благословления нового состязания. И вот Парилья открыта. По улице тройками несутся лошади, едва касаясь копытами земли, в то время как всадники, стоя на седлах и поддерживая друг друга, выполняют сложнейшие акробатические элементы.

Парилья – это полное доверие друг другу: ведь на несколько секунд три лошади и три человека становятся единым целыми и их жизни и здоровье зависят от четвероногих партнеров и от друга, который скачет рядом.

Завершает состязание на смелость и ловкость тройка Короля, объявляя об окончании конного турнира, после чего начинаются гуляния! Всадники снимают свои маски и разбредаются по городу; они едут сквозь толпы гостей, срывая розетки с грив своих лошадей и кидая их, как цветы, в приветствующую их ликующую толпу. Само собой разумеется, что продолжением праздника является роскошный ужин за огромными столами, установленными на улицах во всех кварталах города. Ужин  сопровождается пением и танцами до самого утра, и время от времени прерывается приветственными выкриками в честь Су Компонидори!

Безумству храбрых поем мы песню

Безусловно, яркая красочная Парилья – это визитная карточка острова, и без нее не обходится практически ни один праздник. Парилью можно назвать «Сардинской джигитовкой», так как некоторые ее акробатические фигуры напоминают элементы казачьей джигитовки, с той лишь разницей, что Парилья никогда не относилась к военному делу, а проводилась на фермах среди пастухов, чтобы продемонстрировать друг перед другом мастерство и храбрость.

Парилья, в отличие от джигитовки, практически исключает сольное выступление всадника. Обычно участников двое или трое, но бывает и больше. Очень большое внимание уделяется выезженности лошади, ведь животные должны скакать, бок о бок, в одном темпе, ровно выстроившись в одну линию, не опережая друг друга и не отставая, пока всадники выполняют на их спинах свои акробатические трюки. Считается, что чем выше скорость у лошади, тем проще на ней стоять.

Лошади, участвующие в одной группе парильянтов по возможности, должны иметь одинаковую масть, а если в парилье их трое и одна лошадь отличается по масти, то её ставят в центр.

Парилья появилась на Сардинии  в 1800-х годах, но в последние годы она перестала быть просто деревенским развлечением. Теперь у этого состязания появились оргкомитет и квалифицированное судейство, которые вывели это интереснейшее зрелище на профессиональный уровень. Парилья еще не успела исчерпать себя, каждый год всадники удивляют толпу и судей абсолютно новыми и невообразимыми фигурами, составленными в огромные пирамиды из людей и лошадей, летящих на полном скаку…

Самые сложные акробатические фигуры, выполняемые на Сартилье:

– «Пирамида» (“Piramide”) - двое боковых всадников стоят на спинах лошадей, а третий – у них на плечах

– «Свеча» (“Candele”) - двое всадников на спинах лошадей, а третий, придерживаемый за плечи совершает вертикальную стойку вниз головой

– «Летящий мост» (“Ponte volante”) - двое всадников, стоя на спинах лошадей, обхватывают за плечи друг друга, третий всадник сверху стоит на одном колене, а вторая его нога вытянута вверх.

Безумный карнавал СА КАРЭЛЛА НАНТИ (SA CARELLA ‘E NANTI)

Конкурент Сартильи

Карнавал Sa carella ‘e nanti – это одно из самых оригинальных, отчаянных и безумных  конных представлений на Сардинии, которое разворачивается в маленьком горном городке Сантулуссуджу в провинции Ористано, окруженном густыми многовековыми лесами. Этот праздник не менее интересен, чем знаменитая и полюбившаяся мне Сартилья, поэтому я стремилась побывать на нем с удвоенной силой. Благодаря личному знакомству с жителями Сантулуссуджу и участниками карнавала мне удалось оказаться в самом центре событий.

Праздник Са Карелла проходит ежегодно в те же дни, что и Сартилья, то есть в последнее воскресенье большого карнавала и последующий вторник. Правда, в отличие от Сартильи, которая приобрела всемирную известность и собирает на своих трибунах тысячи туристов каждый год, Са Карелла является более закрытым мероприятием, которое посещают в основном только сами жители острова.

История этого карнавала также насчитывает уже несколько веков. В сохранившемся словаре 1840 года рассказывается, что «…во время карнавала жители Сантулуссуджу любят танцевать и скакать в масках на коне». К сожалению, проследить более раннюю историю праздника не представляется возможным.

Улица Рима

«Sa carella ‘e nanti» в переводе с языка сардов означает «дорога, которая впереди». В данном случае это пересекающая весь центр города улица Рима, которая в свое время была главной улицей городка Сантулуссуджу. Идут годы, да что там, века, но это по-прежнему узкая земляная дорога, имеющая множество крутых поворотов и лишенная тротуара. Она проходит прямо между стенами домов, плотно примыкающих друг к другу, в начале имеет отрезок, который идет «под горку», посередине она ровная, а в конце – идет на незначительный подъем. Из-за того, что ежегодно основное действие карнавала Са Карелла – скачки – разворачивается на улице Рима, эта дорога не асфальтируется.

Участникам скачки во время Са Кареллы предстоит по двое или по трое преодолевать эту узкую улочку на очень резвом галопе. Самые большие трудности, встречающиеся летящим всадникам, это наличие различных поворотов и сужений. К слову, самый широкий участок пути не превышает и четырех метров! Необходима огромная смелость, ловкость и мастерство управления лошадью для преодоления этого труднейшего маршрута.

У зрителей на карнавале Са Карелла, в отличие от действа на Сартильи, есть дополнительное развлечение. Дело в том, что улица, по которой идет скачка, лишена зрительских мест, всяких ограждений и даже, как уже говорилось выше, тротуаров. Многие местные жители наблюдают за скачкой из окон своих домов. Остальные стоят прямо по краям трассы и даже прогуливаются по ней, пока диктор не подаст сигнал о приближающихся на огромной скорости лошадях. В этот момент вся толпа, раскрывается подобно двум крыльям и ровно распределяется вдоль стен домов. Как только лошади пронесутся мимо, толпа снова сомкнется, чтобы как можно дольше видеть удаляющихся всадников и моментально разбежится по краям, когда поскачет следующая группа.

Зрителей, собравшихся на это неординарное событие, можно поделить на «нормальных», это те которые стремятся схватить зрелищную и эмоциональную часть праздника, и на «знатоков и фанатов», тех, кто компетентно оценивают и громко осуждают лошадей и всадников.

Невозможно передать ощущения, которые я испытала стоя на этой улице, когда мне приходилось просто вжиматься в стену, чтобы дать пронестись лошадям. Должна сказать, что место небезопасное, как для лошадей и всадников, так и для зрителей, но зато впечатления остаются очень долго. Тот, кто никогда там не присутствовал, не сможет представить себе всего накала страстей и испытать чувства, захватывающие зрителя, который находясь на этой трассе, также является прямым участником всего происходящего.

Всадники могут участвовать в скачке по одному (a sa sola) или парильей (a parezza). В основном, из-за того, что улица очень узкая, парильи ограничиваются двумя всадниками (parezza ’e dues), но можно увидеть также и группы по трое. Ранее существовала парилья с четырьмя всадниками, летящими вниз по этой узкой дороге, но сейчас в целях безопасности, введены ограничения.

Закон карнавала

В Са Карелла Нанти участники скачки редко одеты в характерный сардинский костюм. Здесь чаще используются различные маскарадные костюмы в арабском или испанском стилях, а также костюмы ковбоев, индейцев и даже Микки Мауса или Санта Клауса.  Закон карнавального переодевания во всем мире один: важно надеть на себя маску, чтобы «жить» в карнавале.

Обычно в празднике участвует около 50-60 всадников. Все они в обязательном порядке должны быть жителями Сантулуссуджу, иметь прекрасную подготовку и великолепно выезженных лошадей. Для населения города это возможность показать свою храбрость, мастерство и приверженность к конным традициям, а также продемонстрировать всю красоту и силу своих лучших лошадей.

Подготовка к скачке

Са Карелла – это долгожданное событие, к которому все долго готовятся! Подготовка лошади к Са Карелле начинается сразу же после Рождества, когда всадники отправляются «репетировать» на загородные дороги, напоминающие «официальный» маршрут. В этот период им нужно определиться и с «коллегами» для Парильи, с которыми они и их лошади будут чувствовать себя в полной гармонии во время выступления. От взаимопонимания партнеров и способности их лошадей скакать бок о бок и в один такт, зависит успех и безопасность скачки. За неделю до основного мероприятия, так же в воскресенье, проводят пробные скачки, без масок, чтобы ознакомить лошадей с маршрутом.

 На подготовку лошади к выступлению уходит несколько часов. Она должна быть безукоризненно чистой, а копыта должны блестеть. Шерсть животных покрывается блестками, хвосты и грива крепко заплетаются. Амуниция – национальные сардинские седла и уздечки, ручной работы местных мастеров, славящихся на весь остров. Вальтрапы богато расшиты сардинскими народными узорами, а на шею лошадей надеты, своего рода, ошейники Sonaioli, украшенные звонкими бубенчиками, которые перекликаясь с цоканьем копыт, создают особенный звук во время скачки.

Скачка за курицей

Праздник начинается в воскресенье во второй половине дня, когда всадники собираются в Iscappatorzu –  место, в начале улице, откуда начинается скачка. Оттуда они будут стартовать по очереди своими группами до тех пор, пока не стемнеет. А в понедельник участников карнавала ждет новое испытание – Su lunisi de sa pudda, что в переводе с языка сардов означает «понедельник курицы». По традиции в этот день проводится Са Курса Дэ Са Пудду (Sa Cursa De Sa Puddu) или «Скачка за курицей»: всадники соревнуются во время скачки в убивании палкой курицы, подвешенной за ноги посередине улицы. Лучшим всадникам удавалось отрубить ей голову одним глухим ударом, используя для этого крепкую и гибкую оливковую ветвь. В других городах курицу должны были сорвать руками, чтобы оторвать ей голову. Задача не из легких, так как курица размахивала крыльями и извивалась. К счастью, в настоящее время эта жестокая традиция осталась в прошлом и живые птицы давно заменены игрушечными. Правда, в небольшом городке Седило, жители категорически отказались размениваться на резиновые игрушки и продолжают срывать руками головы настоящих кур, только уже, по требованию защитников животных, предварительно гуманно умерщвленных.

Во вторник вечером заканчивается большой конный праздник и на площади Св. Себастьяна начинается награждение. Жюри, определяющее победителей тайным голосованием, должно вручить призы трем группам парильянтов за лучший костюм и маски (по трем дням), и трем группам парильянтов, которые сбили большее количество игрушечных куриц. Есть также и другие призовые номинации, например, самому пожилому, самому молодому всаднику или случайно участвующей всаднице. В качестве призов используют различные колокольчики, шпоры, уздечки и прочую конскую амуницию. Каждому участнику скачки вручается памятная медаль. Весь праздник заканчивается традиционным пением теноров и на всех улицах города накрываются праздничные столы с угощениями.

Традиции, пронесенные через века

С годами интерес к традициям празднования карнавала верхом не утратился на острове, а скорее наоборот: теперь это становится очень модным и конные праздники начали проводить и во многих других городах, где ранее отсутствовала конная культура. Таким примером стал старинный каталонский туристический городок Альгеро, расположенный на берегу моря в северо-западной части Сардинии, где в последние три года проводят Pentolaccia и Corsa all’anello прямо на песочном пляже. Мне также удалось увидеть карнавалы в городах Бонорва и Макомер, включающие в себя традиционные состязания и парадное шествие в народных костюмах.

Карнавал это не только костюмированное шествие, где каждый надевает на себя маску, но также различные игры и состязания. Кроме Парильи и Скачки за курицей очень интересна Пентолача на лошади (Pentolaccia A Cavallo). Пентолача, или по-русски «кастрюльница» - это старинная игра, смысл которой заключается в разбивание палкой, подвешенных на веревках глиняных сосудов, наполненных конфетти. В ее интерпретации на лошади задачей всадника является умение на полном скаку разбить палкой подвешенные на веревке посередине улицы керамические горшки. Обычно всадники скачут группой по двое или по трое. Выигрывает тот, кому удается разбить большее количество керамических сосудов.

Другое интереснейшей развлечение носит название Корса Ал Анелло (Corsa All’Anello) или «Скачка за кольцом». Это старинный турнир, широко проводимый во многих европейских странах, особенно во Франции и Испании. Из-за огромного испанского влияния традиции скачки за кольцом в Средние века пришли и на Сардинию, где они  сохранились до наших дней. Самые знаменитые и старинные состязания с кольцом проводятся в городе Ористано во время празднования карнавала Сартилья. В этом турнире всадники по очереди на полном скаку пронзают шпагой или копьем кольцо, подвешенное на шнуре посредине улицы. Побеждает тот, кому удается сорвать его наибольшее количество раз. Это одно из сложнейших состязаний, требующее длительной подготовки.

Тем, кому удастся посетить карнавалы Сардинии, никогда уже не забудут эту праздничную атмосферу и совершенно необыкновенные чувства, которые возникают внутри, питаемые звоном бубенчиков, топотом копыт, боем барабанов и рукоплесканиями толпы. И, возвращаясь к своим рабочим будням, они еще долго будут сохранять внутри себя переживания, которые испытываешь за каждого всадника и те эмоции, те звуки, запах того воздуха, которыми успеваешь напитаться за время карнавала.

Остров Сардиния стал для меня настоящим открытием, он поражает меня своей первозданностью, оригинальностью, любовью к своей культуре и традициям. Меня восхищают сарды – этот простой, трудолюбивый и честный народ, населяющий эту божественную землю. И я благодарна этим людям за то вдохновение, которое они мне дарят, и за тот пример, который подают.

 

Дополнительные материалы по теме:

Италия: лошади из сапога // ЗМ № 6 (38) 2003

Сардиния. Конная феерия Сардинии // ЗМ № 6 (38) 2003