ИРЛАНДИЯ
Скаковая академия и центр обучения (Racing Academy and Centre of Education) в Каррэге функционируют с 1973 года, подготовив за это время почти 1 тыс. жокеев, среди которых такие знаменитости, как пятикратный чемпион Ирландии Джонни Мертаг, четырехкратный победитель призов 1-й группы Джон Иган, победитель Грэнд-Нэшнл-2012 Дэрил Джейкоб и одна из самых известных женщин-жокеев Кэти Гэннон. Кстати, в 2015 году в RACE поступило рекордное число девушек – 14 (из 32 человек, зачисленных на курс после вступительных испытаний, во время которых оценке подвергаются навыки верховой езды, физическая форма, отношение к работе и личные качества абитуриентов). Многие из них планируют специализироваться на скачках с препятствиями. Их, безусловно, вдохновляет пример таких звезд стипль-чеза, как Нина Карберри и Кэти Уолш, но есть и более прозаическая причина – за последние 40 лет ирландские подростки стали значительно крупнее. Если в 1970-х годах ученики RACE были в среднем ростом ниже 152 см и весили около 38 кг, то теперь лимит по весу составляет 57 кг, да и в эти рамки многие вписываются с трудом. С такими антропометрическими данными, конечно, в гладких скачках делать нечего, а вот стипль-чезы – совсем другое дело. Только в последнем призе Грэнд-Нэшнл стартовало 5 выпускников RACE, и два из них заняли платные места.
Курс обучения в RACE продолжается 42 недели и разбит на три части. Основу первого периода (13 недель) составляет верховая езда на содержащихся в тренцентре школы лошадях, теория и практика ухода за ними. Во время второго (23 недели) – практика у тренеров чистокровных лошадей совмещается с начатыми ранее курсами техники безопасности, хозяйственных расчетов, информационных технологий и физической культуры. Наконец, последние 6 недель обучения полностью посвящены стажировке в тренконюшнях, состоящей из ежедневной работы конюхом и проездке 3-4 лошадей.
На сайте RACE есть упоминание о том, что учеба в академии является бесплатной для граждан Евросоюза, однако список вступительных документов явно рассчитан на учеников и выпускников ирландских школ. В международной части сайта содержится описание трех специальных программ обучения, ориентированных на иностранных граждан: курсы повышения жокейской квалификации (jockey skills), обучения на конмальчика (work/exercise rider) и подготовки учеников-жокеев с дальнейшим трудоустройством в ведущих скаковых конюшнях. Для зачисления на все три желательно (хотя и не требуется в категорической форме) рабочее владение английским языком, подразумевающее знание профессиональной лексики и способность воспринимать указания преподавателей.
Месячный курс повышения квалификации рассчитан на людей, уже имеющих лицензию жокеев, или учеников-жокеев с некоторым опытом выступлений в призах. От желающих пройти обучение на конмальчика требуется умение ездить на спокойных чистокровных лошадях шагом, рысью и кентером. Этот курс в зависимости от желания абитуриента может продолжаться 1, 3 или 4 месяца (длительный срок обучения подразумевает прохождение практики в конюшне одного из опытных местных тренеров). Наконец, на обучение лицензированных учеников-жокеев принимаются группы иностранных студентов от четырех человек и более, которые могут пройти ускоренный курс подготовки продолжительностью 1 месяц, а могут заниматься и до полугода.
В программу всех трех международных направлений обучения RACE входит езда на скаковых лошадях (индивидуальная и групповая, в том числе галопы на профессиональных тренировочных дорожках Каррэга), усовершенствование техники езды, занятия на тренажере-симуляторе, использование специализированного программного обеспечения для видеоанализа своей работы (Dartfish). Кроме того, лицензированных жокеев также обучают правильному владению хлыстом, тактике ведения скачки, финишному посылу, заходу в боксы и старту из них, а также прыжкам через препятствия для барьерных скачек. Помимо занятий по специализации предусмотрена также программа общефизической подготовки и классы английского языка.
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
Содержание Британской скаковой школы (British Racing School), которая с 1983 года существует в Ньюмаркете, обходится в 3 млн фунтов ежегодно, причем большую часть этой суммы покрывает финансирование из госбюджета. В распоряжении школы находятся 3 тренировочные дорожки с искусственным и травяным покрытием, крытый манеж размером 60 х 40 м, тренажеры-симуляторы и оборудованные по последнему слову техники аудитории. Обучение на жокея – всего лишь одно из многочисленных направлений деятельности BRS, которая готовит также тренеров, менеджеров и секретарей тренировочных конюшен.
Специфика британской системы заключается в том, что заявку для зачисления на курс в обязательном порядке подает тренер той конюшни, в которой работает будущий ученик-жокей. Самостоятельно можно записаться только на обучение для получения лицензии жокея-любителя. Впрочем, именно с любительских скачек начинали свою карьеру такие звезды современного турфа, как Райан Мур и Ричард Джонсон, так что это отнюдь не приговор, обрекающий вас всю жизнь соревноваться только с младшими сыновьями аристократических семейств и дочерьми зажиточных фермеров.
Иностранные граждане принимаются в BRS на 5-дневные курсы повышения квалификации, причем в данном случае речь идет только о жокеях, уже имеющих профессиональную лицензию, или близких к ее получению. Заявки на их обучение направляет Жокей-клуб или аналогичный руководящий орган той страны, где они выступают.
Среди специальных курсов, которые присутствуют в программе BRS, особое место занимает обучение жокеев технике безопасного падения с помощью устройства под названием Equichute – механической лошади, подъезжающей по рельсам к матам, на которые она «сбрасывает» всадника. Руководит этим курсом экс-жокей Стив Смит-Экклз, который с 1970 по 1994 год одержал более 900 побед в скачках с препятствиями.
ФРАНЦИЯ
Еще 40 лет назад на всю Францию было только два жокея, известных за пределами страны – легендарные Ив Сен-Мартен и Фредди Хед, выигравшие по четыре приза Триумфальной арки. За последние два десятилетия ситуация изменилась настолько, что теперь можно говорить о целом десятке мастеров, добившихся признания далеко за пределами Лоншана и Довилля. Причем речь идет о людях разных поколений, постепенно сменяющих друг друга, – в их число входят и уже стоящие на пороге 50-летия, но продолжающие успешно выступать Тьерри Жарне с Жералем Моссэ, и многоопытные Кристоф Сумийон с Оливье Пелье, и совсем молодые звезды вроде Микаэля Барсалоны или Венсана Шемино, которым не исполнилось еще и 25-ти лет.
Что же послужило причиной такого качественного скачка? Существенную роль сыграло значительное расширение скакового календаря в регионах, где были введены в строй 5 ипподромов с искусственным покрытием дорожек, позволившие проводить скачки на протяжении всего года. Однако еще важнее оказалось появление профессиональных учебных заведений для конюшенного персонала, которые входят в состав Ассоциации образования и социальной работы в сфере ипподромного дела (AFASEC).
Всего во Франции действует 5 училищ, в каждом из которых обучается от 100 до 200 человек. Одно из них (Гувье, неподалеку от Шантильи) специализируется на подготовке тренперсонала только для скачек, два – для бегов и еще два (Мон-Де-Марсан и Кабри) работают по обоим направлениям. Обучение ведется по следующим специальностям: конюх, старший конюх, сопровождающий конюх, жокей/наездник, помощник тренера и тренер. Образовательная программа составлена с учетом того факта, что профессиональными жокеями в конечном итоге станут лишь от 2 до 5% учащихся. Поэтому учащиеся в возрасте от 14 до 18 лет не только проходят учебные курсы, сертифицированные Министерством сельского хозяйства, но и заканчивают общее среднее образование по обычным школьным предметам. По завершении обучения (экзамены успешно сдает около 85% студентов) выпускники имеют гарантию трудоустройства, которое обеспечивает им AFASEC, имеющая партнерские соглашения более чем с 300 тренконюшнями по всей стране.
В стоимость обучения, равную 3500 евро в год, входят также расходы на проживание (предусмотрена выплата социальных пособий учащимся, которые происходят из малообеспеченных семей). Фонд заработной платы преподавательского состава покрывается финансированием France Galop, а оплата прочих издержек, включающих в себя содержание лошадей в учебных конюшнях, происходит за счет средств региональных бюджетов, благотворительной помощи и взносов от сотрудничающих с AFASEC тренеров.
Получить профессию жокея в училищах AFASEC можно в среднем за 3-4 года – этот срок находится в зависимости от индивидуальных темпов овладения необходимыми навыками. Каждая школа имеет в своем распоряжении необходимое количество скаковых лошадей, а также специальных тренажеров-симуляторов (в Гувье на 180 студентов приходится 22 живых лошади и 6 механических), однако большую часть практических навыков ученики получают в тренконюшнях. Каждый месяц обучения поделен поровну – 15 дней посвящено занятиям в школе, и еще 15 – работе у тренеров из Шантильи, Мезон-Лаффита или Довилля. При этом сами ученики плату за свой труд не получают, однако каждый тренер, пользующийся их услугами, переводит определенную сумму на счет AFASEC.
США
Для молодых американцев путь в жокеи чаще всего, как и 100 лет назад, лежит через работу конюхом или хот-уокером – человеком, в обязанности которого входит отшагивать лошадей после резвой работы или скачки (многие тренеры в США по-прежнему не доверяют механическим водилкам). От этого опыта не избавлены и дети из скаковых династий, хотя они, конечно, имеют преимущество над многими сверстниками, так как садятся на лошадь раньше, чем на велосипед. Например, Джо Браво, выигравший за карьеру более 5 тыс. скачек, подростком выполнял всю самую тяжелую и монотонную работу на родительской конюшне, хотя был жокеем в третьем поколении. Теперь он говорит, что это помогло ему узнать скаковое дело «не только с лица, но и с изнанки», а также научило по достоинству ценить труд конюхов.
В США будущие жокеи также часто приходят на ипподромы с ферм, где выращивают лошадей для родео – типичным примером является четырехкратный чемпион Пэт Дэй, который в детстве мечтал выступать на быках, но оказался недостаточно рослым для этого призвания. Есть и еще один типично американский вариант – попасть в скаковую конюшню через тренцентр, где заезжают полуторников. Для этой работы требуются мягкие руки, что очень ценно для любого человека, профессией которого является верховая езда.
Однако при всем разнообразии способов начать карьеру жокея в США до самого недавнего времени не существовало, казалось бы, самого очевидного – специализированного учебного заведения, которое готовило бы будущих Джо Браво и Пэтов Дэев. Неслучайно мысль о необходимости создания подобной школы пришла в голову именно жокею – Крису Маккэрону, шестикратному победителю скачек «Тройной короны» и первому в истории человеку, выигравшему более 200 млн долларов призовых. Осуществить эту идею на практике он смог к 2006 году, когда при техническом двухгодичном колледже Bluegrass в Кентукки появилась Североамериканская скаковая академия (North American Racing Academy). Хотя первый выпуск состоялся менее 10 лет назад, к настоящему моменту ее бывшие студенты уже выиграли более 2600 скачек и свыше 35 млн долларов призовых. Немаловажным моментом является то обстоятельство, что около 80% выпускников NARA успешно трудоустраиваются по полученной специальности.
Для поступления в академию требуется диплом или сертификат об окончании средней школы, а при отсутствии такового абитуриент должен пройти стандартный квалификационный тест Compass, набрав минимальное зачетное количество баллов. Для иностранных студентов также обязательна успешная сдача международного языкового экзамена TOEFL.
Студентам NARA предлагается двухгодичное обучение с получением диплома младшего специалиста (associate degree), а также годичное – по специальности «проездка лошадей, уход и тренинг». В обе программы входят общий курс по коневодству, а также такие дисциплины, как уход за скаковой лошадью, физиология и хромота лошадей, введение в скаковую индустрию, нормативные документы и правила скачек и принципы управления скаковой конюшней. Во время обучения каждый студент ежедневно проводит около 3-х часов, работая с лошадьми в конюшне, 1 час занимается верховой ездой на дорожке и еще 1 час – упражняется на симуляторе. Кроме того, около 3 часов в день отводится для аудиторных занятий.
Оплата обучения в NARA рассчитывается по следующей схеме: жители штата Кентукки платят по 150 долларов за так называемый кредитный час (единица измерения учебного времени, которое было проведено за изучением курса), все остальные – по 450 долларов. Для получения диплома младшего специалиста необходимо набрать 60 кредитных часов. Проживание в кампусе Университета Кентукки стоит около 500 долларов в месяц, однако число мест в общежитии ограничено, и многим студентам приходится самостоятельно снимать жилье за 450-650 долларов.
ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СКАЧЕК
За свою карьеру жокеи заводят немало контактов в самых разных областях скакового бизнеса, и после того, как они повесят сапоги на гвоздь, им легче всего найти новую работу именно в привычной для них сфере. Многие становятся помощниками у тренеров, за чьи конюшни они выступали, а некоторые (особенно те, что успели войти в семьи своих работодателей благодаря женитьбе) сами обзаводятся скаковыми конюшнями. Так, например, в 2015 году Ричард Хьюз даже не стал дожидаться завершения скакового сезона, чтобы иметь возможность посещать аукционы годовиков и выбирать лошадей для своих будущих клиентов. «Хьюзи», как зовут его в мире скачек, женат на дочери знаменитого тренера Ричарда Хэннона, но решил начать самостоятельную карьеру и арендовал конюшню в Лэмбурне. Бывший трехкратный чемпион Англии в гладких скачках считает, что у него есть конкурентное преимущество над другими специалистами – он сам может делать резвые галопы на своих лошадях, не передоверяя оценку их возможностей другим людям.
Те же, кто в будущем не желает зависеть от капризов владельцев, нередко выбирают для себя карьеру в области купли-продажи чистокровных лошадей. Бладсток-агентом стал, в частности, жокей Ричард Добсон, которому очень пригодилось знание иностранного языка – он специализируется на французском рынке, приобретая перспективный молодняк для участия в барьерных скачках. Самой яркой звездой из числа лошадей, прошедших через его руки, стал блистательный Харрикейн Флай, выигравший 11 призов 1-й категории.
Впрочем, никто не заставляет бывших жокеев обязательно оставаться в рамках хорошо знакомого им мира скачек – многие меняют свою жизнь настолько радикально, что их новые профессии вообще никак не связаны с лошадьми. Например, двукратный победитель скачек Челтенхемского фестиваля Марк Брэдберн получил диплом электрика и основал собственную фирму Bradburne Electrical (когда у одного из тренеров сгорел дом, друзья Марка засыпали его ехидными вопросами: не он ли делал для пострадавшего проводку). Выступавшая в гладких скачках Джихан Арнольда стала поваром, Дэвид Пэпворт тренирует теннисистов, а вынужденный закончить карьеру из-за тяжелой травмы Люк Килгэрифф учит младших школьников. Особое место среди жокеев, сменивших род деятельности и образ жизни, бесспорно, занимает Клэр Брайан, которая организовала компанию Kinky Monkey, шьющую так называемую «альтернативную кожаную одежду» – иными словами, аксессуары для BDSM.
Большую роль в судьбе всех этих людей сыграла основанная в 1995 году JETS (Jockeys Employment & Training Scheme) – ориентированная на жокеев британская программа занятости и переподготовки. Поддержка, которая оказывается в рамках этого проекта, имеет самые разные формы – от непосредственного обучения новым профессиям до подготовки к собеседованиям и от помощи в получении образовательных грантов до индивидуальных консультаций по профориентации. Новую работу с помощью JETS нашло уже более 350 бывших жокеев (для сравнения – общее число действующих лицензированных жокеев в Британии сейчас равно 430).
К сожалению, JETS является единственной организацией, занимающейся трудоустройством бывших жокеев – в большинстве стран этот процесс по-прежнему пущен на самотек. А ведь они заканчивают карьеру в 30 лет с небольшим, зачастую не умея даже составить резюме и не обладая почти никакими навыками, кроме узкоспециальных. Такие школы жокеев, как французская AFASEC, помогают решать еще и эту проблему, давая ученикам универсальное образование, которое пригодится им в дальнейшей жизни. «Инвестиции в людей – инвестиции в будущее» – этот девиз стоит взять на вооружение всем тем, от кого зависит существование и дальнейшее развитие скакового спорта.