Коневодство Индии уходит своими корнями в далекое прошлое. История этой страны во многих отношениях уникальна, именно здесь появились первые книги человечества — «Веды», которые донесли до наших дней рассказы о культуре и обычаях древней земли Бхарата (так в прошлом именовалась Индия). Считается, что «Веды» были написаны предками древних индусов, ариями, которые являлись также и предками славян, около двух тысяч лет до Рождества Христова. Царствование Рамы относится большинством ученых-историков к VII тысячелетию до Рождества Христова, и уже тогда на земле Бхарата был широко известен ритуал «Ашвамедха», что означает «Жертвоприношение коня».
Этот ритуал подробно описывается в эпосе «Рамаяна». Суть его заключалась в том, что специально выбранного жеребца, лучшего из лучших, отпускали на все четыре стороны. Следом за ним шло хорошо вооруженное войско. Если жеребец пересекал границы другого государства, то правитель этого государства должен был признать себя побежденным, а принадлежащие ему земли переходили в собственность владельца ритуального жеребца, совершавшего «Ашвамедху». В случае сопротивления, следовавшее за жеребцом войско начинало военные действия, чтобы силой захватить новые территории. По прошествии года, ритуальный жеребец отпускался на свободу. У древних ариев не было ритуалов, связанных с убийством живых существ, и название «Жертвоприношение» — чисто условное, потому что жеребец оставался жив.
В более поздний период, примерно V тысячелетие до Рождества Христова, во времена пришествия на землю Бога Кришны, у жителей древней Бхараты уже была хорошо обученная конница. Большой интерес представляет собой подробное описание всех деталей управления военной колесницей. Сражающийся воин, держащий в руках лук и стрелы, чтобы не отвлекаться во время боя, все команды о направлении движения колесницы давал с помощью ног, ударяя возничего кованными железом сапогами — левым или правым, в зависимости от того, в какую сторону нужно было повернуть.
В историческом музее города Бангалор на юге Индии представлены древние барельефы. На одном из них, датируемом 2500 годом до Рождества Христова, мы можем видеть изображения очень породных лошадей, похожих на арабских, но имеющих крылья. На других барельефах, относящихся к тому же периоду, запечатлены всадники на оседланных лошадях, амуниция которых мало отличается от современной. Обращает на себя внимание, что ноги всадников вставлены в стремена, во многих странах получивших распространение в значительно более поздний период
До настоящего времени в Индии сохранились несколько пород, выведенных в далеком прошлом. Все они — небольшого роста и условно относятся к классу пони. В предгорьях Гималаев издавна разводят лошадей породы бхутья (около 130 см в холке) и еще более мелких — спити (до 122 см). Обе породы имеют большое сходство с тибетскими и монгольскими лошадьми. Они отлично приспособлены для передвижения в горах, где с равным успехом используются и под верх, и под вьюк, для перевозки тяжелых грузов. Как бхутья, так и спити — преимущественно серой масти, очень крепкого телосложения, с прочным копытным рогом. Спити выведены в более высокогорной местности, где они абсолютно незаменимы на узких горных тропинках.
На северо-западе и западе Индии разводят более крупных (до 140 см и выше) лошадей пород манипури, катьявари и марвари. Манипури по праву считаются старейшими в Индии, они были известны уже в VII веке после Рождества Христова, как лучшие лошади для игры в поло, весьма популярной на востоке в те далекие времена. Любопытно, что англичане, имеющие приоритет практически во всем, что касается лошадей, с игрой в конное поло познакомились лишь в период колонизации Индии. С тех пор эта игра приобрела огромную популярность не только на Британских островах, но и во всей Западной Европе. А лучшими лошадьми для этой игры так и остались представители породы манипури, в большом количестве завозимые на Запад из Индии. Несмотря на сравнительно мелкий рост, манипури очень сильны, выносливы, маневренны на движениях и достаточно резвы. В их жилах также течет кровь тибетских и монгольских лошадей, однако, сильно заметно и влияние арабской породы, отразившееся на их внешнем виде — более легкой и породной голове, высоком выходе шеи и постановке хвоста.
Кроме лошадей отечественной селекции, в Индии с давних времен большим спросом и любовью пользовались арабские скакуны. Известный путешественник Марко Поло в путевых заметках отмечал, что «индийские купцы завозят в свою страну много чистокровных арабских лошадей из Адена». Арабские лошади использовались в Индии как для чистопородного разведения, так и для улучшения местного поголовья, и именно на них первоначально устраивались скачки, издавна популярные в этой стране. Первый ипподром был построен на юге Индии, в Мадрасе, в 1777 году, и испытывались там арабы и различные полукровки.
Через несколько лет ипподромы появились в Бомбее и Бангалоре, к 1830 году в стране их было уже более двадцати, и, наконец, в 1885 году в Индии насчитывалось уже 76 ипподромов. Разведение скаковых лошадей и испытание их на ипподромах складывалось в значительной степени под влиянием английских колонизаторов. Однако лошадей чистокровной верховой породы в тот период в стране было немного, в связи с тем, что завозить их из Англии было очень дорого и сложно. Открытие в 1869 году Суэцкого канала радикально изменило ситуацию. Теперь, чтобы доставить лошадей из туманного Альбиона, требовалось всего несколько недель, вместо прежних нескольких месяцев. И с начала XIX столетия чистокровные верховые лошади постепенно начали вытеснять арабских с ипподромов Индии. В настоящее время на девяти действующих в стране ипподромах испытывается только молодняк чистокровной верховой породы.
Система испытаний здесь имеет ряд отличий от общепринятой системы. В связи с жарким климатом скаковой сезон начинается осенью и заканчивается ранней весной. Длительность сезона на разных ипподромах различна. Так, в Бангалоре, где климат считается самым мягким, несколько скаковых дней проводится и летом, в июне-июле. С работой Бангалорского ипподрома нам довелось познакомиться поближе. Его главный управляющий г-н Нирмал Прасад любезно ответил на все интересующие нас вопросы и рассказал об истории этого ипподрома. Как все ипподромы Индии, Бангалорский ипподром имеет прекрасное оснащение и по внешнему виду полностью соответствует лучшим мировым стандартам. Лошади, проходящие испытания, содержатся в отличных современных конюшнях, построенных в центре скакового круга, там же находится прекрасный плавательный бассейн для лошадей. Ежегодно здесь испытывается более тысячи голов молодняка.
Как и на всех остальных индийских ипподромах, главной скачкой сезона является Дерби (стоимость этого приза составляет более 1 млн. рупий, т.е. свыше $20 000), но кроме этого, лучшие лошади с каждого из ипподромов в первую неделю марта оспаривают самый дорогой и престижный приз года «Инвитейшн Кэп». Эта скачка по очереди проводится на одном из девяти ипподромов страны. Во всех скачках платными являются первые шесть мест. Правительство Индии всячески способствует развитию отечественного коннозаводства. Оно лимитирует ввоз в страну иностранных лошадей с тем, чтобы поощрить производство высококлассных скакунов местными коннозаводчиками.
Большой популярностью пользуется в Индии конный спорт. Особенно много спортсменов-конников среди военных. Здесь до сих пор существуют отдельные кавалерийские части, и практически каждая имеет свой конноспортивный клуб. В свое время индийские конники-военные принимали участие в Олимпийских играх в Москве в 1980 году. Кроме того, во многих индийских городах есть детские и юношеские конноспортивные клубы.