Республика Польша – Rzeczpospolita Polska – государство в Восточной Европе, 2/3 территории которого, на севере и в центре, занимает Польская низменность, а остальная территория приходится на горы и возвышенности, раскинулась на 312,7 тысячи кв.км. в бассейнах Вислы и Одры. С севера это европейское государство омывается Балтийским морем, а вдоль южной границы оно воинственно ощетинилось Карпатами. Польшу, разделенную на 16 воеводств, населяют 40 млн. человек и около 1 миллиона лошадей, 500 тысяч из которых нигде не зарегистрированы, так как рождаются в частных хозяйствах, не занимающихся племенным разведением.
Для большинства людей Польша ассоциируется исключительно с коником польским. На этом познания в вопросах польского коневодства, как правило, заканчиваются. Тем не менее, Польша – страна с очень богатой историей. Эту многострадальную европейскую страну, находившуюся почти в самом центре Европы и, можно сказать, разделявшую Западную и Восточную Европу, неоднократно делили на части, а то и лишали места на карте вообще.
К концу XVIII века Польша, а тогда еще Речь Посполита, (полное название «Речь Посполита (Rzeczpospolita – республика) двух Народов», имелись ввиду народы «Короны» (Польского королевства) и «Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского»), была одним из крупнейших в Европе государств и простиралась от Балтийского моря до Южных Карпат. Три территориальных раздела польского государства, проведенные в 1772, 1793 и 1795 годах соседними с Речью Посполитой государствами – Россией, Австрией и Пруссией – не могли не отразиться на конной индустрии.
С XIX века, когда происходил раздел польских территорий, до Великой Октябрьской Социалистической революции, когда самостоятельность Польского государства была восстановлена, конная индустрия, в целом, и коннозаводство, в частности, претерпело массу изменений. Именно поэтому, наряду с коником польским и двумя национальными, можно сказать, «исконнопольскими» породами – великопольской и малопольской – в Польше начали разводиться, и разводятся по сей день, чистокровные и полукровные верховые, арабы и англо-арабы, ганноверы, фьердинги, гуцулы, куцы (пони), некоторые упряжные породы, а в Померани сосредоточено разведение тракененских лошадей.
Но не смотря на все разделы Польша является страной с многовековыми традициями коневодства. На ее территории несколько десятков государственных и частных конных заводов, которые успешно занимаются разведением вышеупомянутых пород.
В отличии от коннозаводства, развивавшегося независимо от так любимого в известные времена строительства социализма, конный спорт в Польше должного развития не получил. И в первых строчках крупных международных соревнований сложно встретить польских спортсменов.
Хотя в Федерации конного спорта Польши зарегистрированы все 7 официальных видов конного спорта, включая конные пробеги и рейнинг, распространены они неодинаково. Наиболее развиты конкур, выездка, драйвинг и вольтижировка. Гораздо слабее – национальное троеборье, хотя Польша обладает прекрасной троеборной трассой в местечке Бялый Бор, где ежегодно проходят крупные международные турниры, и дважды – в 2001 и 2003 году проводились первенства Европы среди молодых всадников по троеборью. Пробеги и рейнинг числятся в отстающих видах – на крупнейших первенствах последних лет польские всадники в этих видах вообще не стартовали.
О чем молчит гнедая Мамона
До середины XIX века арабская чистокровная являлась главной улучшающей при выведении многих верховых и упряжных пород во всем мире. Поэтому, более чем за 14 веков (арабская порода была выведена бедуинами в центральных районах Аравийского полуострова в IV-VI веке н.э.), успела распространиться по всему земному шару. Каждая страна может похвастаться своими арабами, но наиболее признанными, по праву, считаются русские и польские арабы.
Польские селекционеры, при разведении арабских лошадей активно культивировали два типа – сиглави и кохейлан. А средние промеры польских арабов составляют: 151,6-177,6-19,3 (жеребцы), 148,9-172,4-18,1 (кобылы).
Большое количество лошадей арабской породы появилось в Европе, особенно в Польше и Венгрии, в XVII-XVIII вв., в период войн с Турцией. Этим и объясняются последующие успехи польских арабов, ведь они восходили по прямым рядам предков к оригинальным, выведенным из стран Востока жеребцам Кохейлану Адьюзу (через Кохейлана I), Крыжику (через Абу Млеха и Фариса II), Гессуру (через Гангеса I), Ильдериму (через Бакшиша), Кухайлану Хайфи (через Офира) и другим.
Надо отметить, что легендарные русские арабы обязаны своим признанием именно Польше, так как введение польских арабов дало потрясающие результаты. В 1939 году в Терский конный завод поступило более 60 чистокровных арабских лошадей из Польши, в основном из Яновского (ныне Янов-Подлаского) конного завода. Среди них были жеребцы Кухайлан Саид, Офир, Садык Паша, Скшип, Таки Пан, Тысячник, Харды и Энвер Бей, а так же взрослые кобылы с жеребятами и молодняк различного возраста. Кроме этих лошадей, в 1942 году в Терский завод поступил рожденный в Польше жеребец Пилуон, который до этого использовался в конном заводе им. С.М. Буденного. Среди кобыл выведенных из Польши была и гнедая Мамона (Офир, потомок Кухайлана Хайфи – Круцица). Именно от Мамоны в последствии была получена выдающаяся по приплоду Номенклатура, двукратный чемпион породы Померанец, оказавший существенное влияние на спортивное поголовье Россиии, и его родные сестры – Монополия, Метрополия, Мальпия… От Номенклатуры и Аракса, в свою очередь, получили знаменитого Набега, отца выдающегося Песняра.
Но не все так просто с историей привода польских арабов в Россию, как кажется на первый взгляд. Существуют две версии. По одной из них, версии российских специалистов чистокровного арабского коневодства, когда Польша уже почти целиком была захвачена Германией, а Российские войска дошли до реки Буг и остановились, один из зоотехников старейшего в стране Янов-Подлаского завода, организованного, кстати, по указу русских царей, с половиной поголовья сдался немцам, а второй, с другой половиной арабских лошадей, переплыл через Буг на сторону русских, где и был перенаправлен на Кавказ, в Терский конный завод. Надо отметить, что уникальное поголовье польских арабов в Терском конном заводе действительно сохранили, не смотря на тяжелейшее военное время. После войны, лошади Янов-Подлаского завода были частично возвращены в Польшу. Российская сторона оставила за собой право владения только несколькими головами и всем приплодом, рожденным за время пребывания польских арабов в России.
По версии польской стороны, лошади Янов-Подлаского завода были в приказном порядке подчистую вывезены в Россию, а после войны в Польшу вернулась лишь ничтожная часть.К сожалению, выявить правого в этой истории теперь не представляется возможным. Да и стоит ли? Ведь теперь мы уже никуда не денемся от выдающихся результатов, показанных великолепными потомками тех польских арабов. С другой стороны, не известно, что стало бы с «янов-подласкими» арабами, не попади они в Россию… Самое лучшее решение, не вспоминать о старых конфликтах и недомолвках, а совместными усилиями заниматься разведением этих утонченных божественных лошадей.
Потомки тарпанов
Тарпан как вид исчез к ХVIII столетию: последний экземпляр умер в 1887 году в Мюнхенском зверинце. Последние большие популяции тарпанов видели в окрестностях польского местечка Биаловица. Местные крестьяне отлавливали наиболее спокойных тарпанов, приручали их и скрещивали с собственными кобылами, в результате чего получали потомство мышиного цвета с черным «ремнем» вдоль спины. Так сформировалась местная порода, получившая название «коник польский».
На «маленьких польских лошадок» обратил внимание немецкий зоолог, директор Берлинского зоопарка профессор Луц Хек: у коников польских нередко появлялись мышино-серые жеребята, по внешнему виду в точности похожие на исчезнувших тарпанов. В итоге родилась государственная селекционная программа по «воскрешению» тарпана, благодаря которой к 40-м годам популяция этой породы достигла 75 голов.
Сегодня поклонники диких коников польских (или новых тарпанов, как их еще называют) появились во многих странах. За последние десятилетия численность этих лошадей выросла до 2000 голов.
Национальное достояние
В Польше много прекрасных конных пород, но кроме коника и знаменитых польских арабов, национальные породы практически неизвестны за ее пределами. Но никак нельзя обойти вниманием малопольскую породу и, основную полукровную спортивную породу Польши – великопольскую (именно на лошадях этой породы выступают ведущие польские спортсмены).
По своему типу великопольская порода близка к тракененской. Она произошла от двух старых польских пород – познаньской и мазуренской, получивших свои названия по соответствующим воедствам. (В настоящее время познаньская и мазуренская породы официально не существуют). После войны остатки мазуренских лошадей были собраны по всей стране и таврены как тракены. Следующим шагом стало скрещивание этих лошадей с остатками познаньской породы, с прилитием крови арабской, англо-арабской и чистокровной верховой породы. Результатом этой работы стала великопольская порода, официально признанная в 1964 году.
Менее распространена в спорте полукровная малопольская порода (в Польше известна также под названиями любельско-киельская и краковско-ржежовская). Она была выведена на юго-востоке Польши с использованием двух других старых польских пород – любельской и киельской и официально признана в 1963 году.
Чистокровные успехи
Работа с чистокровной верховой породой в Польше имеет давние традиции. После того, как в 1841 году здесь было организовано общество по выставкам и испытаниям лошадей, начались регулярные скачки в Варшаве.
В первом Всероссийском Дерби 1886 года первыми голова в голову финишировали Баронет и Гуд Бой. Рулер стал дербистом следующего года, а впоследствии и знаменитым производителем, отцом 150 скакавших жеребят, которые в общей сложности выиграли более 2 миллионов рублей. За первые 5 лет розыгрыша российского Дерби лошади из Польши заняли 11 из 16 призовых мест, а всего до 1917 года они 16 раз выходили победителями главной трехлетней скачки.
После организации в 1949 году Конгресса по коневодству и испытаниям лошадей соцстран представители Польши множество раз выигрывали международные скачки, проводимые его рамках, и составляли наиболее ощутимую конкуренцию советским участникам . С 1964 года польские лошади стали принимать участие и в международных скачках Западной Европы, в первую очередь – на ипподромах Австрии, где они неоднократно выигрывали Сент-Леджер, а в 1980-х дважды вышли победителями местного Дерби (Неман и Кораб).
Одним из класснейших скакунов за всю историю чистокровного коннозаводства Польши был Павимент (сын выводного из Англии Мехари, шестикратного чемпиона производителей), выигравший приз Европы и Большой приз Дортмунда в Германии, а также Большой приз Жокей-Клуба в Италии. Польские лошади также успешно выступали в стипль-чезах, на протяжении 70-80-х годов, доминируя в шведском и норвежском Больших Национальных призах.
Акцент на силу
Начало испытаний арабских лошадей в Польше связано с именем коннозаводчика князя Романа Сангушко, который в 1848 году устроил скаковую дорожку на своем заводе Антонины в Славуте. Однако эта инициатива была недолговечной, скачки в Антонинах и Белоцеркви прекратились, а Сангушко стал записывать принадлежавших ему «арабов» на скачки с чистокровными верховыми лошадьми в Варшаве, Львове, Вильнюсе, Киеве и даже Москве, но в этих состязаниях его питомцы, естественно, имели ничтожные шансы на успех.
В 1926 году, после обретения Польшей независимости, было создано Общество заводчиков арабских лошадей, которое стало активно внедрять скаковые испытания в практику работы с породой. Следует заметить, что в этом отношении польские конники пошли своим, отличным от других стран путем. Если во Франции, Испании, Сирии, Индии и остальных государствах, где испытывались арабские лошади, они скакали исключительно на короткие дистанции, неся при этом легкие веса, то в Польше акцент был сделан в первую очередь на силе и стамине.
В последние годы на первые роли в арабском коннозаводстве Польши вновь выходят частные заводы. Все негосударственные хозяйства страны, занимающиеся разведением «арабов», объединены в Польскую ассоциацию заводчиков чистокровных арабских лошадей, которая была создана в 1991 году.
Ипподромы Польши
В Польше функционирует 3 скаковых ипподрома, но ведущую роль играет только один из них – Варшавский. Именно на столичный, правда тогда еще старый Варшавский ипподром во время Гражданской войны, со всеми лошадьми и персоналом, «эмигрировал» Львовский ипподром. Скачки в польской столице проводятся уже более 160 лет, но на нынешнем месте они впервые прошли перед самой Второй мировой войной, весной 1939 года, когда была введена в действие новая дорожка в южной части города Служевице. Во время войны скачки в Польше не проводились, а первый послевоенный сезон состоялся в Люблине, но с 1946 года Варшавский ипподром стал бессменной скаковой столицей страны.
Здесь испытываются чистокровные, арабские и полукровные лошади, для которых ежегодно разыгрывается около 700 скачек. На протяжении сезона, с начала апреля до конца ноября, проходит более 80 скаковых дней – по средам, субботам и воскресеньям. В скачках для арабских лошадей нередко принимают участие гастролеры из России, а также из некоторых западноевропейских стран. Ипподромы во Вроцлаве (существует с 1833 года) и в Сопоте (с 1898) занимаются преимущественно испытанием англо-арабских лошадей.
Лучшим жокеем Польши, на протяжении многих лет является наш соотечественник – мастер-жокей Михаил Петряков, который любезно согласился дать небольшое интервью нашему журналу.
ЗМ: Михаил, расскажите, как Вы попали в Польшу?
М.П.: Уехал из России, потому что «поломался», стало тяжело скакать. Поехал в Польшу готовить лошадей для аукциона, но потом подлечился и вновь начал работать жокеем.
ЗМ: А почему не вернулись обратно в Россию?
М.П.: В Польше жокею проще зарабатывать на жизнь, так как платят еще и за участие в скачке, а не только за выигрыш. Скаковой сезон здесь с апреля по октябрь, а в случае травмы выплачивается хорошая страховка. В России всего этого нет.
ЗМ: Расскажите о планах на будущее. Не собираетесь ли все-таки возвратиться в Россию?
М.П.: В России нет стабильности, поэтому возвращаться пока не хочу. Здесь, конечно, тяжелее, много работы, но в Польше я спокоен за свое будущее и будущее моего сына Николая, который уже стал неплохим жокеем.
Несколько слов о польских спортсменах...
Самым крупным достижением польского конного спорта была золотая медаль на Олимпиаде 1980 года в Москве. Тогда победу в конкуре одержал офицер польской армии Ян Ковальчик на Артеморе, преодолев финальный маршрут с 8 штрафными очками.
Более – ни до московской Олимпиады, ни после нее – имена польских спортсменов не появлялись на вершинах турнирных таблиц в крупных европейских турнирах. Сегодня ведущие всадники Польши держатся не ближе 100-го места в рейтингах ФЕИ. Правда, это несколько выше, чем российские, но говорить о больших успехах конного спорта пока не приходиться.
Более-менее достойно поляки смотрятся в конкуре в рамках Центрально-европейской зоны. Ведущий польский конкурист Гржегож Кубяк (№128 в актуальном рейтинге ФЕИ) по итогам серии этапов 2002-2003 года занимал второе место в финале Центрально-европейской зоны. В числе десяти лучших всадников, по итогам серии этапов, были и еще три польских спортсмена – Петр Морштин, Яцек Жагор и Лукас Йонсик. Причем такое высокое положение поляков в своей лиге остается почти неизменным от сезона к сезону, а в 2001 году все тот же Кубяк был лидером зоны и получил путевку на финал Кубка мира по конкуру.
В выездке положение скромнее. Никто из современных польских всадников не поднимается выше 100 места в рейтинге ФЕИ (при том, что общее количество спортсменов, входящих в выездковый рейтинг, почти в три раза меньше, чем в рейтинг конкура). Из них наши любители выездки знают, пожалуй, только Малгожату Морштин, которая неоднократно приезжала в Москву на международные турниры.
...и турнирах
Несмотря на неблестящие успехи собственных спортсменов, в маленькой Польше проходят достаточно крупные международные турниры, в том числе этапы Кубка мира, на которых ежегодно стартуют и наши всадники.
Помимо этапа Кубка мира в Ксиаше, в Польше ежегодно проходят крупные международные турниры по выездке CDI*** в Жозефино (май), в Познани (октябрь), этап Кубка мира CDI-W в Варшаве.
Для нас, в первую очередь, интересны турниры по выездке. Наши спортсмены постоянно выезжают на этап Кубка мира, который ежегодно в июле проходит в Ксиаше, и каждый год намного опережают хозяев соревнований – польских всадников.
Польский конкурный календарь более насыщен. В мае конкуристы встречаются на этапе Кубка мира во Вроцлаве, а в июне – сначала на турнире CSIO**** в Познани, чуть позже на турнире CSI-A в Сопоте. Позже следуют несколько более мелких соревнований, и завершают сезон еще три польских этапа Кубка мира – два в Познани (ноябрь и декабрь) и один в Варшаве (декабрь).
К сожалению, наши конкуристы, в отличие от мастеров выездки, посещают Польшу редко. Хотя, если приезжают, то выступают весьма неплохо, что показала последняя поездка в Познань в июне этого года российских спортсменов.
Центром конного спорта Польши можно назвать Познань. Именно здесь расположен крупнейший конноспортивный комплекс страны, основанный в 1908 – 1920 годах, который носит название Ипподром Воля. На его базе проходят крупнейшие международные турниры по конкуру, выездке, драйвингу, вольтижировке, а также национальные чемпионаты по всем видам конного спорта, включая троеборье.
Какой же вывод можно сделать в заключение статьи о стране с такой необыкновенно интересной историей? Состоянию коневодства Польши, не смотря на все пережитое этой страной, можно только позавидовать. Поляки бережно хранят свои национальные породы и преуспевают в разведении других, при чем, как в случае с арабской породой, еще и добиваясь огромных успехов. В целом, современная Польша прочно «стоит на ногах» и никаким «ветрам перемен» ее уже не сломить. Так что сейчас ей позавидовали бы даже короли Речи Посполитой.