Америка… Вожделенная мечта во все времена. Изначально – мечта «проклятых янки» осваивавших земли Дикого Запада, гораздо позже – русских эмигрантов, рвавшихся в страну огромных возможностей из-за железного занавеса. Сегодня – это мечта, пожалуй, каждого ребенка в мире, да и многих взрослых, желающих посетить «Диснейлэнд» и другие развлекательные парки, равных которым нет ни в одной стране. Так или иначе, этот удивительный континент хоть раз в жизни манил каждого…
Но Америка – это не только статуя Свободы, 50 штатов, 44 президента и извечное противостояние демократов и республиканцев. Это еще и необыкновенная природа, такая разная, такая непохожая… И интереснейшая история, сохранившаяся в «прозвищах» штатов. Например, Вашингтон называют вечнозеленым штатом, а Флориду – апельсиновым штатом. Огайо – штатом конского каштана (желудника, не имеющего никакого отношения к лошадям). Иллинойс – безусловно, штат прерий, а Северная Дакота – это штат «грубых наездников». Вайоминг получил прозвище штата ковбоев, а Аризону зовут штатом апачей и Великого каньона.
Петроглифы на «загаре»
Кстати, о каньонах… Каньоны, как и вышеупомянутая статуя Свободы – своего рода визитная карточка США. Вековые скалы каньонов хранят в себе удивительные истории древности. Но нас, безусловно, интересуют конные истории, за которыми, находясь в любом из каньонов, как говорится, далеко ходить не надо. Все здесь пропитано духом коренных жителей Америки – индейцев, оставивших потомкам удивительные петроглифы, изображавшие их быт, неразрывно связанный с лошадьми. Петроглифами называют изображения, высеченные на камне. Они найдены в разных частях света, в том числе и в каньонах Северной Америки. Не одно поколение археологов пыталось понять духовный мир людей, которые населяли юг США тысячи лет назад и оставили после себя наскальные рисунки. А для современных индейцев места, где обнаружены эти изображения, до сих пор имеют огромное значение. Существуют десятки тысяч петроглифов. Например, наскальные изображения национального заповедника «Петроглифы», расположенного на окраине города Альбукерке в штате Нью-Мексико. Заповедник, организованный в основном для охраны древних рисунков, состоит из нескольких каньонов – Пиедрас Маркадас, Бока Негра и Ринкондада. Здесь также проложены маршруты к конусам потухших вулканов. Базальтовые глыбы, укрывающие холмы, отмечают территорию, когда-то залитую раскаленной лавой. Примерно за 150 тысяч лет светло-серая поверхность базальта под воздействием солнца и воздуха приобрела черно-коричневый цвет – этакий многовековой «загар». Снимая окислившийся слой каменными зубилами, индейцы получали светлое изображение на темном фоне. Эти рисунки неплохо сохранились до наших дней. А в штате Аризона, на территории Национального парка «Окаменевший лес», где помимо множества превратившихся в камень деревьев и холмов из осадочных пород, окрашенных в необычные цвета (бесчисленные оттенки серого, красного и фиолетового), находится отколовшаяся от скалы громадная глыба, известная как камень-газета. Она испещрена петроглифами, словно газетный лист – буквами. Ее поверхность тоже покрыта пустынным «загаром», прекрасным фоном для изображений. Безусловно, большинство древних рисунков имело культовый смысл. Но существует также много «практических» или «бытовых» изображений. Одни рисунки делались для того, чтобы обозначить тропу, указать путь к воде, отметить границы территории клана. Другие были иллюстрациями к мифам. Кроме того, индейцы высекали изображения, чтобы увековечить память об удачной охоте или героическом поступке точно так же, как мы возводим монументы в честь различных знаменательных событий. Например, найдены петроглифы, запечатлевшие конкистадоров на лошадях – явное следствие встреч с искателями страны Эльдорадо.
«Конные» каньоны
Но не только петроглифами славятся к аньоны США. Многие из них получили «конные» названия. Например, место, где река Колорадо образует подкову, называется «Horseshoe Bend», что переводится как «поворот подковы». Или «Dead Horse Point» («Голова мертвой лошади») – национальный парк Каньонлэнд. «Dead Horse Point» – пожалуй, самый впечатляющий парк в штате Юта. О происхождении названия ходит множество легенд. В одной из них говорится, что ковбои, пожелавшие выбрать для себя лучших лошадей, загнали табун мустангов на узкий перешеек между скалами, возвышающийся на 670 метров над рекой Колорадо. В итоге лошади погибли от жажды, не имея возможности спуститься к находящейся под ними реке.
«Наследие Техаса»
Техас известен во всем мире как один из наиболее конных штатов Америки. Именно здесь, в музее техасских равнин и сегодня можно увидеть ковбойское поселение (правда не настоящее, а его точную копию, зато в натуральную величину) с конюшнями, школой, судом, церковью и жилыми домами, многие из которых подлинные и были пожертвованы музею местным населением. Здесь же, в Техасе, находится каньон Пало Дюро – второй по величине каньон в США. Пало Дюро – зрелище незабываемое. Это глубокое узкое ущелье на солнце переливается разными красками: красными, желтыми, сиреневыми… Именно так, необычно, выглядят горные породы этого каньона. История Пало Дюро тоже необычайно интересна, хотя и печальна. Каньон буквально усеян костями лошадей, погибших за призрачные идеи во времена освоения Дикого Запада. Здесь произошло сражение североамериканских войск под командованием Маккензи с индейскими племенами. Противостоять силам Маккензи индейцы не смогли и бежали с поля битвы, бросив более тысячи лошадей. Тогда офицер Маккензи отдал свой знаменитый приказ пристрелить животных, мотивируя сей бесчеловечный поступок тем, что безлошадные индейцы вымрут сами собой, тогда как с лошадьми они соберут новые силы, и война затянется. Американские солдаты лошадей любили, поскольку в бесконечных походах сроднились с ними не меньше исконных конников-индейцев и не желали стрелять в невинных животных. Но, как известно, приказы не обсуждаются… Так более тысячи лошадей погибли в Пало Дюро. Сегодня в каньоне располагается театр под открытым небом, представляющий музыкальное шоу «Наследие Техаса», которое проходит в естественном амфитеатре, где стены каньона служат задником сцены, а ночное небо с яркими созвездиями заменяет крышу. Сюжет спектакля охватывает целое столетие истории Техаса: битвы с индейцами, гражданскую войну, заселение равнин и неизбежную любовную историю ковбоя и ковбойши, что стала городской дамой, но в душе осталась верна Техасу. И, несмотря на то, что в спектаклях разыгрываются подлинные события минувших дней, теперь здесь уже не убивают лошадей…
Каньон-ловушка?
Кстати, по некоторым легендам свой след в каньонах (правда уже Южной Америки) оставили и миниатюрные фалабеллы. Точнее, по одной из версий происхождения миниатюрных лошадок своим ростом они обязаны именно каньону. Одна из легенд гласит, что в давние времена оползень перекрыл выход из глубокого каньона, в котором в тот момент находился табун диких лошадей. Лошади попали в ловушку и единственным доступным для них кормом оказались лишь кактусы, способные прорастать практически на камнях и на любой почве, даже не богатой нужными минералами. От поколения к поколению из-за скудных кормов лошади становились все мельче и мельче, и в результате произошло генетическое изменение. Согласно той же легенде, именно этих уменьшившихся лошадей нашла семья аргентинского фермера Х.Фалабелла. Миниатюрные лошади были подняты из каньона лебедкой и доставлены на ранчо. Генетическое изменение действительно имело место, поскольку потомки уцелевших лошадей также получались низкорослыми, несмотря на обилие корма. По другой версии в происхождении фалабелл замешаны индейцы племени кайяк, владевшие секретом выращивания миниатюрных лошадей. Якобы вождь племени передал секрет их разведения семье Фалабелла. Однако это серьезно противоречит воинственной природе индейцев, которым нужны были нормальные боевые лошади, а не миниатюрные игрушки.
Все что касается времен давно минувших, несмотря на обилие литературы и «прикладных» вояжей ученых всех мастей, все еще покрыто тайнами, разгадать которые нам удастся возможно еще не скоро, да и то лишь с определенной долей вероятности. Главное, что лошади на протяжении многих веков селятся в сердцах людей, независимо от их национальности, географического местоположения и вероисповедания. Но еще более важно, что даже те лошади, которые уже покинули Землю, даже спустя века живут в наскальных изображениях и легендах, подтверждая, что они навсегда покорили нас – людей... ЗМ