Ветры Аравийского полуострова свирепы и бесконечны. Они летят над поверхностью вечной пустыни, смешивая воздух с песком, делая невидимой линию горизонта....Когда едешь на машине по пустынной дороге, то окружающий мир становится призрачным, скрывается за стеной бурого песчаного снегопада. Ветер скрывает все, что остается позади и отгораживает вибрирующей завесой уходящую вдаль дорогу. В этот миг кажется, что в мире не существует ничего – только ты, пустыня и ветер, сотрясающий основы бытия. Нет горизонта, нет неба, нет земли – только песок и дорога, уходящая в никуда.
Для аль Мактумов – правящей династии Дубаи, одного из семи государств, входящих в Объединенные Арабские Эмираты – эта дорога олицетворяет их мечту, такую же бесконечную, как дорога в пустыне. Сегодня Дубаи – признанный центр скаковой индустрии и чистокровного коневодства на Ближнем Востоке, но еще 40 лет назад ни о чем подобном здесь не слышали...
Дубаи, в общем-то, занимал неплохое положение. Он находился на пересечении древних торговых путей и всегда являлся центром торговли и ремесел. Образовавшийся из поселений пиратов и торговцев жемчугом, Дубаи был известной базой пиратов, грабивших английские суда, проходившие по короткому пути через Персидский залив в Индию. С целью защиты собственных судов Британия инициировала первую серию договоров с арабскими шейхами в 1820-м году и способствовала созданию Эмиратов на берегу Персидского залива.
В 1971-м году было образовано государство Объединенные Арабские Эмираты. Создание ОАЭ предоставило стране маленький шанс для выживания. На тот момент Дубаи представлял собой жалкое скопление домишек, имел традиционную экономику, основанную на торговле и морских промыслах, ведущим из которых была ловля жемчуга. Причем последнее занятие, игравшее важную роль в экономике, в 30-е годы ХХ века претерпевало кризис, так как Япония разработала технологию выращивания искусственного жемчуга, более дешевого и мало уступающего по качеству натуральному. Промысел ловцов жемчуга оказывался в таких условиях маловыгодным.
Положение коренным образом изменил нефтяной бум 1970-х, когда английские геологи нашли на землях эмиратов нефть – «черное золото». Объединенные Арабские Эмираты подобно метеориту ворвались на мировой экономический горизонт и в современный мир. Англичане подарили эмиратам ключ к богатству, а арабы стали активно перенимать у британцев вкус к западной жизни, в числе которых и была любовь к скачкам.
Божественный дар Востока
По легенде, более 1400 лет назад в этих краях (там, где находится Саудовская Аравия) пророк Мухаммед принес в мир основы ислама. Ислам стал быстро распространяться, а для этого нужны были войны и воины на быстрых лошадях. Для служения исламу родилась арабская порода, которая вместе с арабскими завоевателями прокатилась от Азии до Испании и вместе с восточными искусствами и литературой вошла в западный мир. Позднее в Англии с участием арабской породы была выведена английская чистокровная верховая порода, благодаря которой там родилась великая индустрия скачек.
Лошади бедуинов
У арабов нет и тени сомнения в том, что сам господь Бог подарил Исмаилу гнедую чистокровную арабскую лошадь, хотя по поводу масти мнения расходятся. Современные типичные арабские лошади, красотой и грацией которых мы так восхищаемся, довольно далеки по экстерьеру от бедуинских коней с грубой «бараньей» головой, но они чистейшей крови, поскольку долгое время находились в полной географической изоляции. Аккуратные изящные «арабы» сегодня – результат долгой селекции по западным эстетическим критериям, созданными художниками-романтиками.
Своими качествами арабская лошадь обязана трем факторам: климату, человеку и набегам. Аравийская степь – экстремальное меридиональное продолжение азиатской степи. Зимой, продуваемая всеми ветрами, она цепенеет от страшного холода, летом сохнет от нестерпимой жары. Из-за дефицита пастбищ и источников воды было невозможно обладать большим количеством верховых лошадей. Из практических соображений бедуины выше ценили кобыл, способных принести потомство. Лошади были настолько редки, что кобыла могла принадлежать одновременно двум-четырем владельцам.
Из-за приверженности к матрилинеарности (все качества и вся ценность животного определяется родословной по материнской линии) в генеалогии упоминались только имена кобыл. Проблема родословных арабских лошадей осложнялась еще и тем, что в бедуинской практике не записывалась генеалогия – достаточно было честного слова владельца, клянущегося в чистоте крови своего коня.
Постепенно подобные принципы стали себя изживать. Шейхи, будучи единственными членами племени, обладавшими жеребцами, стали интересоваться генеалогией и разведением. Что касается набегов на соседние племена, то лошади использовались только в коротких набегах (3-4 дня), для более длительных экспедиций, например для кражи верблюдов в Кувейте («поход» длился несколько месяцев), предпочитали дромадеров. Однако это не значит, что лошади не использовались в дальних поездках. Например, иногда племени случалось покрывать 350 км в 24 часа с редкими привалами на отдых и водопой.
Добро и красота
«Арабы, наши учителя, призывали находить прекрасное и в нем встречать подлинную красоту и добро», – писал Гэйо в 1800 году в книге «Обоснованный выбор лошади». Действительно, если спросить бедуина, какое качество для него самое ценное в коне, вы не услышите похвал атлетизму, быстроте или выносливости. Для бедуина это ненужная эстетика, пленившая разум западных любителей арабских лошадей. Нет, для бедуинов важны моральные качества – благородство души, ведь арабская лошадь самая «человечная», поскольку она с рождения находится в тесных отношениях с людьми. Еще маленьким жеребенком бедуинская лошадь делит с людьми кров и стол, дети играют с ней как с другом.
В самом деле, разве существо с благородным, преданным, привязчивым сердцем не человечно?Увидеть лошадь в простой уздечке, с обычным седлом в Арабских Эмиратах сложно. Даже сейчас, в XXI веке, арабы стремятся всячески украсить своего друга-коня, облачая его в расшитые тканые уздечки, многоцветные подперсья и бахромчатые попоны с замысловатыми переплетениями.
Ипподромы ОАЭ
Кроме «черного золота», приносящего, безусловно, баснословные прибыли, второй основой благосостояния Дубаи стали скачки. В 1986 году старший сын Шейха Рашида – Шейх Мактум построил самый известный в Дубаи ипподром Нэд аль Шеба, но буквально после окончания строительства обрушившийся с неба 23-часовой ливень смыл весь грунт с дорожек, и ипподром был законсервирован до 1992 года, когда Шейх Мохаммед полностью заменил покрытие и открыл ипподром для скачек.
Все складывалось великолепно, но в марте 1997 года, накануне второго розыгрыша Всемирного Кубка Дубаи, многочасовой ливень затопил скаковые дорожки Нэд аль Шеба, приведя их в негодность – в тот день на Дубаи вылилась половина годовой нормы осадков (повторялась ситуация, сложившаяся сразу же после постройки ипподрома, но с гораздо меньшими разрушительными последствиями).
Ипподром представлял собой причудливую картину. Над ним на низкой высоте барражировали вертолеты. Скаковая дорожка была размыта на глубину 10 сантиметров. Шейх Мохаммед ходил по воде вокруг скакового круга и пытался оценить повреждения. Кубок Дубаи нужно было срочно спасать. Тогда Шейх Мохаммед собрал владельцев и тренеров скаковых лошадей, уже съехавшихся в Дубаи, на совет. Он привел их на более-менее неповрежденные участки дорожки и сказал: «Это ваша скачка, вам решать – состоится она или нет!»
Присутствующие сошлись на том, что скачка должна пройти так, как это возможно в сложившихся условиях. В итоге розыгрыш приза был отложен на 5 дней, а дорожка приведена в приемлемое состояние.
В настоящее время в ОАЭ функционирует 5 ипподромов: Нэд аль Шеба (с 1986 года), Абу-Даби (с 1976 года), Джебел-Али (с 1993 года), Шарджа (основанв 1982 году), Гаатуф (с 1997 года). Вход на все ипподромы ОАЭ бесплатный (программа скачек прилагается). К слову, в ОАЭ запрещены все виды азартных игр, поэтому на ипподромах Эмиратов не функционирует тотализатор. Как известно, в таких условиях ипподром существовать не может, но как выяснилось не в ОАЭ. Финансовых вложений Шейхов, курирующих скачки в стране, с лихвой хватает на все ипподромные нужды. А для развлечения посетителей существует бесплатная лотерея: угадал – молодец, не угадал – ничего не потерял. Три ипподрома – Нэд аль Шеба, Абу-Даби и Гаатуф – проводят скачки при искусственном освещении. Большинство скачек проводятся на травяном покрытии, но на «американизированном» Нэд аль Шеба 95% скачек устраивается на грунтовом покрытии.
Династия Мактумов
Шейх Мохаммед бин Рашид аль Мактум
Нынешний правитель Дубаи Шейх Мохаммед бин Рашид аль Мактум родился в 1949 году. Он третий из четырех сыновей Шейха Рашида. Образование Шейха Мохаммеда началось в четырехлетнем возрасте. Вначале это были азы арабского и ислама, потом начальная школа и все остальные ступени образования. В 50-х годах отец Шейха Мохаммеда Шейх Рашид (уже получивший власть) отбирал группу талантливых молодых людей для обучения основам бизнеса, торговли и строительства. В эту группу попал и Шейх Мохаммед. После того, как Шейх Мохаммед окончил полный курс образования в Дубаи, включая высшее, его отец решил, что исходя их характера юноши, ему лучше всего подойдет карьера в сфере военного дела и безопасности. Вскоре Шейх Мохаммед сделал первый шаг к карьере военного – он отправился изучать английский язык в одну из лучших языковых школ в Кембридже.
В Кембридже Шейха Мохаммеда увлек театр, поэзия и спорт. Из многих видов спорта его особенно привлекала гребля. В мае 1967 года он побывал на первых в своей жизни скачках и своими глазами видел историческую победу Роял Паласа под седлом Гарри Мура в призе «2000 Гиней».
Когда Шейху Мохаммеду исполнилось 20 лет, он прекрасно разбирался во многих сферах – литературе, спорте, военном деле, политике. Чтобы максимально подготовить сына к будущей роли правителя, отец направил его в престижную офицерскую кадетскую школу в пригороде Лондона.
В 1971 году был образован союз, получивший название Объединенные Арабские Эмираты, и молодой Шейх Мохаммед получил в новообразованном государстве пост министра безопасности в федеральном правительстве и воинское звание генерала. В тот момент Шейх Мохаммед был самым молодым министром безопасности в мире. А спустя 12 месяцев он был вовлечен в события арабо-израильского конфликта.
Шейх Рашид, доверял сыновьям все свои планы по преображению Дубаи, и когда Шейх Мохаммед стал правителем Дубаи, он многое из замыслов отца претворил в жизнь. Многие проекты, такие как строительство международного аэропорта в Дубаи, были начаты при Шейхе Рашиде и закончены Шейхом Мохаммедом. Но развитие Дубаи как скакового и конноспортивного центра достигло пика именно при Шейхе Мохаммеде. Как раз в 90-х годах (Шейх Мохаммед является правителем с 1990-го года) был заложен фундамент процветания конной индустрии.
Безусловно без личного участия Шейха Мохаммеда в скаковом бизнесе и его опеки как правителя Дубаи, скачки никогда бы не завоевали в стране такую популярность, а страна не заняла бы такого положения в мировом скаковом мире. С другой стороны семья аль Мактум пытается возродить скачки на берегах Персидского залива в рамках идеи превращения страны в туристический и культурный центр, как альтернативу нефтяной экономики. К тому же, Мохаммед аль Мактум надеется, что опыт Дубаи может послужить примером для других стран региона.
Шейх Мохаммед – волевой, решительный, временами безжалостный, похож на своего отца больше, чем остальные братья. Также, как и отец, Шейх Мохаммед искал конкурентный нефтяному путь развития страны. Продолжая развитие скачек, начатое еще отцом, он успешно реализовал этот путь, и в последнее десятилетие ХХ века Дубаи стремительно ворвались в мировую скаковую элиту.
Шейх Рашид бин Мохаммед аль Мактум
Представитель молодого поколения династии аль Мактум – Шейх Рашид бин Мохаммед аль Мактум.
Народ безмерно любит его: 50-летние мужчины обращаются к нему почтительно – «сэр», европейцы останавливают и спрашивают автограф, молодые жители Эмиратов подражают в одежде и манерах, девушки всех возрастов стремятся поймать его взгляд. Но, в целом, Шейх Рашид обычный молодой мужчина, не так давно справивший 20-летие. Только с одним отличием – его постоянно окружает ореол власти и богатства.
Несмотря на полную свободу в детстве, Шейх Рашид стал одним из самых образованных, дисциплинированных, энергичных молодых людей страны. Как преемник Шейха Мохаммеда аль Мактума Шейх Рашид с некоторых пор принял на себя часть публичных обязанностей отца, в частности в скачках, и это стало его первым испытанием во власти. «В 18 лет я вступил на трудный путь, – говорит Шейх Рашид, – но мой отец помогает мне во всем. Он великий человек, и каждое слово, сказанное им, помогает мне в жизни».
Старший сын в семье из 5 мальчиков и 5 девочек, Шейх Рашид, также как его братья и сестры, с детства страстно увлечен лошадьми – он увлекся ими так рано, что не помнит, когда впервые в жизни сел верхом. Но занятия конным спортом стали для него серьезным выбором. Шейх Рашид с детства страдал астмой, а занятия верховой ездой ее только усиливали и врач настоятельно рекомендовал отказаться от общения с лошадьми...
Не желая покориться болезни, Шейх Рашид упорно тренировался, не делая скидок на болезнь. С помощью ежедневного плавания он развивал легкие. В итоге к 18 годам Шейх Рашид стал лучшим мастером дистанционных конных пробегов в стране. А спустя 5 дней после участия в Кубке мира по пробегам впервые в своей жизни принимал участие в скачках на лошадях чистокровной верховой породы как жокей-любитель и был третьим. И хотя именно скачки играют наибольшую роль в семье аль Мактум, Шейх Рашид признается, что конные пробеги любимы им больше всего.
Уже в 18 лет, несмотря на свой молодой возраст Шейх Рашид приобрел репутацию тонкого знатока лошадей, который способен добиться успеха от самой посредственной лошади. Шейх Рашид без устали анализирует европейский опыт подготовки лошадей, и как сам признается, в скачках процесс подготовки интересует его не меньше, чем результат.
«Отец много рассказал мне о лошадях, – продолжает Шейх Рашид. – учил, как по экстерьеру определить лучшую лошадь для скачек на средние дистанции, а какой жеребец может быть прекрасным производителем. В выборе лошадей и их подготовке мне очень помогает то, что я сам могу скакать. Я не отношусь к лошадям как к бизнесу – это мое хобби, моя жизнь».
Шейх Рашид вошел в скаковой мир очень молодым и быстро стал одним из центральных игроков в международных скачках. «Я слушаюсь отца во всем и достигаю больших успехов благодаря ему, – говорит Шейх Рашид. – Я вижу себя частью «Годольфина», которому не будет равных во всем скаковом мире, в том числе и в британских скачках – одних из лучших в мире».
Скаковая индустрия ОАЭ
Зимние скачки
Официальный статус скачки в ОАЭ получили в 1991 году – до этого времени регулярных призовых состязаний в стране не существовало. Первым крупным международным скаковым турниром стал чемпионат жокеев в 1993 году (он состоялся также в 1994 и 1995 годах), а с 1996 года ежегодно проводится Мировой Кубок Дубаи.
Скаковой сезон в Эмиратах продолжается с конца октября (начала ноября) по апрель. В это время проводится 55 митингов, в рамках которых разыгрывается 28 групповых скачек для чистокровных верховых лошадей и 19 – для арабских. Стоит отметить, что в отличие от Европы, в ОАЭ лошади скачут, как говорится, «пока скачется», и участие в скачках семи-восьмилетней лошади, скорее правило, нежели исключение.
Синдикат «Годольфин»
Визитной карточкой эмиратских скачек является конюшня «Godolphin», объединяющая лучших лошадей Мактумов – Шейха Мохаммеда бин Рашида, шейха Хамдана и шейха Рашида. Они впервые вышли на авансцену мировой скаковой индустрии в 1981 году, заплатив 3,3 миллиона долларов за годовика Шариф Дансера, ставшего впоследствии ирландским дербистом. С 1994 года на счету «Godolphin» – 302 победы в групповых скачках, включая 104, одержанных в призах 1-й группы. Несмотря на явные успехи, до тех пор, пока в 1994 год у не был создан международный конный синдикат «Годольфин», скачки для Шейха Мохаммеда оставались лишь увлечением. Если говорить начистоту, до этого времени он не мог вложить в скаковую индустрию средства, которые позволили бы ей взлететь на гребень успеха. Структура «Годольфина» включает в себя «домашнюю» конюшню Al Quoz Stables в Дубаи, скаковые отделения в Европе и США (главное – английская база Moulton Paddock в Ньюмаркете), а также сеть хорошо налаженных небольших племенных ферм (английских, ирландских и американских), снабжающих синдикат первичным конским материалом.
В распоряжении «Годольфина» находится около 100 лошадей чистокровной верховой породы, многие из которых оцениваются экспертами более чем в $ 1 млн. Профессиональные кадры «Годольфина» самые лучшие в скаковом мире. Стоит только упомянуть в числе жокеев синдиката Франке Деттори, выигравшего за свою карьеру миллионы долларов призовых.
На сегодня скаковая команда «Годольфина» самая сильная и успешная в мире. На их счету победы практически во всех крупнейших скаковых призах в одиннадцати странах мира – Канаде, ОАЭ, Великобритании, Ирландии, Франции, Германии, Италии, Гонконге, Японии, Сингапуре и США – всего 104 победы в скачках 1-й группы менее чем за 10 лет существования.
Всемирный Кубок Дубаи
Успехи и авторитет «Годольфина» особенно выросли после того, как скачки в Дубаи приобрели международный масштаб. До того, как был основан Всемирный Кубок Дубаи, большинство владельцев скаковых лошадей предпочитали выставлять их на скачках только «у себя дома». Но самый дорогой в мире скаковой Кубок, как и многие начинания династии аль Мактум, сломал устоявшиеся стереотипы.
Первый Всемирный Кубок Дубаи для лошадей 4-х лет и старше прошел в 1996 году. Тогда Шейх Мохаммед бин Рашид аль Мактум основал самый дорогой в мире скаковой приз с призовым фондом $ 5 млн. (с 2002 г. $ 6 млн).
Для успешного воплощения своей мечты Шейх Мохаммед искал удобную стартовую позицию. Тогда он переманил для участия в Кубке «лучшую лошадь США» того года по кличке Сигар. Кубку нужен был быстрый взлет и только Сигар, по мнению организаторов, мог его обеспечить (в тот момент на слуху у многих была блестящая победа Сигара на другой «великой лошадью» Soul of The Matter). Когда владелец Сигара дал согласие на участие, все были уверены, что блестящий старт Кубку обеспечен. Победа Сигара сыграла свою роль: кубок заявил о себе и вызвал интерес и желание участвовать у иностранных гостей. Дубаи объявили «новой обетованной землей» скачек.
Стартовый взнос на Кубок составляет $ 60 тыс., при этом не каждая лошадь может принять участие в этой престижной скачке. Организаторы сами ведут отбор, по одним им известным критериям. В 2004 году к участию в Кубке были допущены четыре (!) американских лошади (от ОАЭ скакали две), они и разыграли скачку, не дав остальным участникам никаких шансов на победу. В итоге первое (Pleasantly Perfect) и второе (Medaglia D’Oro) место у американцев, на третьем, каким-то чудом, лошадь из ЮАР – Victory Moon, скакавшая в одиночестве. Лошадь Годольфина Grand Hombre, под седлом знаминитого Ланфранко Деттори, лишь на четвертом месте...
Спорт
Белое солнце пустыни
В дистанционных конных пробегах, как и в скачках, лидирует и является «законодателем моды» правитель Дубаи Шейх Мохаммед аль Мактум. Его выбор, видимо, продиктован тем, что пробеги ближе, чем другие современные виды конного спорта, к традиционным арабским конным состязаниям. Другой фактор, способствовавший популярности пробегов в Эмиратах – это то, что здесь очень распространены арабские лошади, лучше прочих пород подходящие для пробегов. Благодаря Шейху Мохаммеду и его многолетнему спонсорству всех крупных турниров по пробегам, этот вид был принят Международной Федерации конного спорта.
Сыновья Шейха Мохаммеда, Шейх Рашид и Шейх Хамдан, возглавляли мировой рейтинг по конным пробегам в 1999 и 2000 годах. Шейх Ахмед выиграл чемпионат мира по пробегам в 2002 году, став самым молодым чемпионом мира в истории этого вида и первым чемпионом-выходцем с Ближнего Востока. С 2003 года 4-ый сын Шейха Мохаммеда, Шейх Мажид начал выступать во «взрослых» конных пробегах и был включен в сборную ОАЭ на открытом чемпионате Европы.
B 1999 году Шейх Мохаммед, бывший капитаном, привел команду ОАЭ к победе в открытом чемпионате Европы. В 2001 году команда подтвердила свой титул. В 2003 году на чемпионате Европы в Ирландии Шейх Мохаммед снова был капитаном и стал чемпионом Европы в личном зачете. Тогда трое всадников из Эмиратов – Шейх Мохаммед, Шейх Рашид и Шейх Ахмед, держась за руки пересекли финишную черту. Первое место было присуждено Шейху Мохаммеду, второе – Шейху Рашиду и третье – Шейху Ахмеду.
Арабские старты
Эмираты регулярно проводят соревнования у себя в стране. В календаре Конноспортивной и Скаковой Федерации ОАЭ ежегодно насчитывается около полутора десятков пробегов уровня CEI**-CEI*** – больше, чем в любой другой стране мира.
Главный турнир по дистанционным конным пробегам – Кубок Президента ОАЭ CEI*** – проходит в феврале в Интернэшнл Эндуранс Вилладж (Абу Даби) – основной «пробежной» базе Эмиратов. В его программу входит основная дистанция для взрослых всадников – 160 км – и дистанция для детей и молодых всадников – 80 км.
Другой крупный турнир – Десерт Джайнтс – проходит в Дубаи апреле, закрывая очередной спортивный сезон (сезон для пробегов, как и для скачек, начинается в ноябре и заканчивается в апреле). Организаторами пробега выступает династия аль Мактум. Организация пробега отличается немалыми масштабами, как и все инициативы Шейха Мохаммеда. Например, в одном из турниров Desert Giants победитель получил автомобиль Mersrdes 500, всадник, занявший второе место – Nissan Patrol, третий призер – автомобиль Jeep. Владелец лошади, победившей в конкурсе Best conditions, был награжден призовой суммой 20 тыс. дирхамов.
Конкур в Эмиратах
Конкур – еще один вид конного спорта, стремительно развивающийся в ОАЭ. Но здесь лидирует не Дубаи, а крупнейший из эмиратов – Абу Даби. В конноспортивных центрах Эмиратов проводятся местные, национальные и международные турниры по конкуру, но в этом году ни один из турниров не включен в календарь FEI. Зато здесь периодически проводится Международный чемпионат по конкуру и турнир для детей и молодых всадников Al Maktoum International Show Jumping Challenge.
Конкуристы из Эмиратов не относятся к мировым лидерам, но отрицать их успехи нельзя. Команда из ОАЭ постоянно участвует во всех региональных первенствах, таких как чемпионат Азии по конкуру. А одно из последних достижений – победа всадницы из ОАЭ Раши Харед в одном из этапов German Classic, проходившем в октябре прошлого года в Ганновере (Германия).
Что можно сказать в заключении о стране, по которой мы совершили небольшое путешествие? В Арабских Эмиратах отсутствует какое-либо производство, в том числе изготовление амуниции – все закупается заграницей. Коренные жители Эмиратов не работают: трудятся в ОАЭ только приезжие. В стране отсутствует общественный транспорт, и в магазин приходится ехать на такси, несмотря на то, что «наши люди в магазин на такси не ездят», как сказала героиня одного известного советского фильма.
Конная индустрия ОАЭ возникла «в один день» по воле правителей этой страны. Она не имеет прошлого, поражает воображение в настоящем и бросает вызов будущему. При ближайшем рассмотрении конная индустрия Эмиратов напоминает не до конца собранную мозаику. Одни ее элементы (скачки, дистанционные конные пробеги, поло-клубы) давно и прочно заняли ведущие позиции во всем мире, зато другие, такие как выездка, троеборье, драйвинг – практически отсутствуют. И дай Бог чтобы у скаковой индустрии этой удивительной страны, жители которой не мыслят себя без лошадей, хватило сил поднять экономику, в том случае, если вдруг закончатся нефтяные запасы.
Дополнительные материалы по теме: