Англо-текинский жеребец из конного завода «Узбегим» на фоне Чарвакского водохранилища
(фото: Артур БАБОЕВ)
КОЛОРИТ
Узбекистан находится в самой глубине Евразийского континента. Это одна из двух стран мира, наряду с Лихтенштейном, которая отделена от мирового океана территорией не менее двух государств (все соседи не имеют выхода к морю). Примерно одну пятую территории страны занимают горы, остальную часть – равнины, среди которых и одна из самых крупных в мире пустынь Кызылкум.
Побывать в Узбекистане – значит окунуться в восточную сказку, даже если вы не планируете пробыть здесь 1000 и 1 ночь. Столица страны и самый крупный город – Ташкент – один из старейших городов мира. Именно через него проходила едва ли не главная торговая магистраль в истории – Великий шелковый путь из Китая в Европу. Колорит старого города здесь сочетается с огнями мегаполиса, а красивейшее ташкентское метро – с огромным рынком «Чорсу».
Ташкентское метро – отдельная достопримечательность. На фото: интерьер станции Космонавтов
Самарканд – третий по численности город Узбекистана. Когда-то он был столицей империи Тамерлана, а сейчас входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Во многом благодаря площади Регистан. Здесь, в сердце древнего Самарканда и одной из самых посещаемых и «инстаграмных» достопримечательностей Узбекистана, расположился знаменитый ансамбль из трех медресе (духовных школ): Тилля-Кари, Улугбека и Шердор.
Пища духовная в Узбекистане сполна уравновешена пищей обыкновенной. Даже если вы никогда здесь не бывали, о местной кухне вы не только слышали, но и, наверняка, пробовали. Самый яркий пример этому утверждению, конечно, – плов. Но не только. Основанная в первую очередь на блюдах из мяса, кухня Узбекистана может похвастаться также вкуснейшими овощами, фруктами, орехами, сладостями и сухофруктами. Здесь в фаворе супы и мучные изделия, отношение к которым совершенно особое – их нельзя резать ножом, а можно и нужно разламывать руками. Помните, отказываться от приглашения в гости здесь не принято, как и рассчитывать на то, что трапеза ограничится одним-двумя блюдами или обойдется без чая – он здесь национальный напиток.
СПОРТ
Прежде чем начинать рассказ о современном конном спорте Узбекистана, стоит оглянуться назад, в относительно недавнее прошлое. Ведь именно в Ташкентском кавалерийском клубе ДОСААФ в далеком 1954 году зажглась звезда будущего олимпийского чемпиона. Виктор Угрюмов начал выступать на Спартакиаде народов СССР за команду Узбекской ССР. Лишь в 1972 году он, получив приглашение перейти на работу в Минск в качестве тренера, сменил свое спортивное «гражданство».
Сегодня Узбекистан трепетно относится к своим национальным традициям, и поддержка их осуществляется на государственном уровне. Конная индустрия – не исключение. 15 июня 2017 года президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подписал постановление по развитию коневодства и конного спорта в стране. Это была не просто бумага с громкими заявлениями, а документ, ставший своеобразной катапультой к развитию: таможенные льготы при покупке зарубежных лошадей, строительство новых конноспортивных объектов, привлечение специалистов из-за рубежа, преференции для Федерации и ее членов. За исполнением этих и многих других пунктов следит сам премьер-министр страны. Впрочем, чтобы убедиться, что весь этот механизм работает, простым обывателям не нужно вчитываться в годовые отчеты чиновников. Достаточно просто оглянуться вокруг. Самой показательной сферой стал конкур. Каждый, кто хоть немного следит за этой конноспортивной дисциплиной, не мог не обратить внимания, что в последние несколько лет в рамках новообразованной Евразийской лиги Кубка Наций и Кубка мира даже топовые российские конкуристы регулярно проигрывают своим коллегам из Узбекистана. Два года подряд именно спортсмены этой страны получают путевку в финал Кубка наций в Барселону.
Сборная Узбекистана на Евразийских играх–2022 в Maxima Park
(фото: MaximaTV)
Строятся все новые и новые конноспортивные клубы – как небольшие, так и флагманские комплексы вроде Карабаира и Vodiy Tulporlary. На сегодняшний день в Республике около трех десятков КСК, и их число постоянно увеличивается, как и количество проводимых турниров. Среди них и международные старты, и национальные соревнования. Механизм популяризации работает в конном спорте так же, как и в любом другом. Например, в России после феноменальных успехов наших девушек-фигуристок скамейка запасных и тех родителей, что хотят отдать своих чад на скользкую ледовую дорожку, увеличивается с бешеной скоростью, и господдержка только еще больше масштабирует этот процесс. То же самое происходит в Узбекистане с конным спортом. «Сейчас в нашей стране такой бум популярности конного спорта, которого не было еще никогда», – говорит спортсмен и коневладелец Феруз Абдуллаев. И главным локомотивом этой популярности, пожалуй, стоит назвать его сына Абдурахмона, который уже успешно покоряет пятизвездочные конкурные арены в Европе. В том числе и в рамках Longines Global Champions Tour. А имена таких спортсменов, как Нуржон Туякбаев, Бекзод Курбанов, Умид Камилов и еще ряд других, хорошо знаком и зрителям российских турниров. Формат Евразийской лиги, несмотря на ограничения FEI, позволяет всадникам из наших стран встречаться на общих площадках.
Единичным всплеском этот первый конноспортивный бум не закончился. Узбекистан явно дает понять: это только начало, и за большой волной последует девятый вал. 11 марта 2021 года президент страны подписывает новый документ – Постановление о дополнительных мерах по дальнейшему развитию коневодства и конного спорта, а также популяризации современного пятиборья и поло. Всего же за последние годы было подписано шесть Постановлений Президента и три Постановления Кабинета министров Республики Узбекистан о развитии конного спорта в стране.
«Мы провели практически все мероприятия, запланированные на 2022 год, – делится итогами года председатель федераций коневодства и конного спорта, современного пятиборья и поло Узбекистана Бахромжон Газиев. – С 1 марта 2022 года начали свою деятельность 14 Школ Наездников. В этих школах, помимо классических дисциплин конного спорта, будут проводиться занятия по конному поло. В отдаленных районах организовываются секции по занятию конным спортом. Мы планируем проводить больше соревнований в областях с целью развития конного спорта в регионах».
Интересно, что Федерация конного поло была учреждена в конце 2020 года, тогда же в Узбекистане появился этот спорт в том виде, который нам привычен. История этой игры в Республике тоже пишется с размахом, причем таким, что уже и узбекский ответ турниру в Санкт-Морице появился: в начале 2022 года на горном курорте Амирсой на высоте 2200 метров прошел Amirsoy Polo Cup–2022. Горнолыжные курорты, к слову, – это еще один пункт интереса туристов в Узбекистане, который набирает среди россиян все большую популярность.
Горнолыжный курорт Амирсой принял первый в стране турнир по зимнему поло Amirsoy Polo Cup–2022
Зима в Узбекистане бывает разной, иногда очень теплой и часто совсем не предсказуемой. Зато в горах все стабильно: снега много, горнолыжный сезон проходит насыщенно, гостей ждут трассы разного уровня сложности, отели и прочая инфраструктура. Горнолыжный курорт «Чимган», известный еще с советских времен, местные называют «Узбекской Швейцарией». Помимо него есть и другие курорты: Бельдерсай, Янгиабад и Амирсой. Последний не только отлично зарекомендовал себя как площадка для зимнего поло, но и вообще считается самым современным в Узбекистане.
Дела ипподромные
(Алена Акимова – к. с‑х. н., эксперт по чистокровному коннозаводству, начальник производственного отдела Пятигорского ипподрома)
|
Узбекистан входит в число стран, имеющих собственную, национальную, породу. Здесь это карабаирская лошадь. В советские годы в стране существовало три конных завода, разводивших эту породу. К тому же в Ташкентском конном заводе было организовано чистокровное отделение. При конном заводе существовал ипподром.
В 1971 году в столице Узбекской ССР был построен новый ипподром, при котором была организована конноспортивная школа. Здесь регулярно проводились скачки и выставки.
К сожалению, как и многие спортивные объекты, в 1990‑е годы Ташкентский ипподром пришел в упадок. В 2014 году правительство Узбекистана приняло решение модернизировать сооружение. Для этого было создано ОАО «Марказий ипподром» (Центральный ипподром – прим. ред.), разработан проект реконструкции и составлена дорожная карта. Но пока на этом все и закончилось – на месте старого ипподрома, по-прежнему, пустырь.
Но в стране есть новый, функционирующий ипподром. Он был построен заводчиком и энтузиастом коневодства Авазом Исмоиловым при его конном заводе «Узбегим». Скачки там проводятся не так часто, как могли бы и, в основном, приурочены к праздничным датам. Но, тем не менее, движение есть. В скачках участвуют не только разводимые в «Узбегиме» ахалтекинцы, но и чистокровные верховые лошади. И каждый скаковой день неизменно собирает полные трибуны зрителей.
На фото: Ташкентский ипподром, 1986 год
|
НАСЛЕДИЕ
«Не проходи мимо лошади, которую не испытал», – так звучит одна из узбекских пословиц, и воспринимать ее можно совсем не только в переносном смысле. Издревле лошади занимали важное место в жизни узбеков, а национальная игра «улок купкари» популярна до сих пор. В других среднеазиатских странах она звучит как кок-бору, кокпар или бузкаши. В России прижилось название «козлодрание». В зависимости от страны, в отдельных нюансах правила разнятся. Но в целом суть этого соревнования известна. Она заключается в том, что мужчины на лошадях борются за тушу козла, которую в итоге надо забросить в тай казан – круглое сооружение из больших автомобильных шин.
Эта игра входит и в программу Всемирных игр кочевников. Это своеобразная олимпиада по этническим видам спорта, в основу которых легли игры исторически кочевых народов Центральной Азии. Это масштабное событие широко освещается по всему миру и проходит под патронажем ЮНЕСКО. На протяжении веков лошади были частью быта и культуры народов Центральной Азии, и эти традиции, хоть и в более усеченном и немного видоизмененном варианте, остаются и по сей день.
Сейчас в Узбекистане появляется все больше перспективных конкурных и выездковых лошадей. На территории комплекса Узбегим отлари, который является центром ахалтекинского коннозаводства страны, проводятся скачки, в том числе и чистокровных верховых лошадей. Однако большая часть фокуса внимания спортивных и государственных функционеров всегда остается с предметом национальной гордости – карабаирской породой лошадей.
Одна из старинных пород Средней Азии, она существует больше 2000 лет и имеет сложное происхождение: карабаиры произошли в результате смешения узбекских кобыл с арабскими и туркменскими жеребцами. Родоначальниками карабаиров считаются различные выводные кони из Аравии, а также, по одной из версий, конь самого Александра Македонского Буцефал. В феврале 2017 года Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев утвердил несколько реализуемых в Кашкадарьинской области перспективных сельскохозяйственных проектов. Одним из таких проектов стало племенное хозяйство «Корабайир отчилик мажмуаси» по разведению лошадей карабаирской породы. Этих же лошадей уже используют во многих мероприятиях: например, соревнованиях по конному поло и парадах.
Табун лошадей карабаирской породы, 1980 год
(фото: Владимир ЗАНЬКО/Фотохроника ТАСС)
«Нашей главной задачей я считаю большой, профессиональный спорт. Но для привлечения внимания населения и превращения конного спорта в массовый спорт мы проводим конные парады в центре столицы и в областях, – рассказывает Бахромжон Газиев. – В них участвуют не только спортсмены, но и конные подразделения правоохранительных органов. Эти парады видят гости республики и наша молодежь. Такие мероприятия – отличная мотивация для молодежи, воспитания в них патриотизма и любви к Родине!»
Сегодня Узбекистан – быстро развивающаяся страна, куда из городов России летают многие узбекские и российские авиакомпании. Сейчас открыть для себя восточную сказку можно за относительно небольшие деньги (билеты туда-обратно нетрудно найти примерно за 25 тыс. рублей). А вот получить взамен можно кое-что более ценное: гостеприимство и радушие, которым славится этот красивый край.