В погоне за счастьем

Страны: В погоне за счастьем

Автор: Егор МЕЛЕНТЬЕВ
Номер журнала: GM №1(186)2019

В 2019 году в кинопрокат выходит картина «Команда мечты». Фильм рассказывает многосюжетную историю о спорте, любви, отношениях в семье и правильной расстановке жизненных ценностей. Но для конников это кино имеет особенное значение – впервые российский кинематограф обратился к теме ипподрома и современных скачек.
Настоящий спорт
 
Еще в 2016 году проект «Команда мечты» поддержало Министерство культуры Российской Федерации, на него был выделен грант в категории «Детское кино». Фильм рассказывает историю спортивного комментатора Вершинина (его роль исполняет Ян Цапник), который лишается работы на телевидении. В поисках работы он попадает на скачки, где встречает молодых жокеев, современных Ромео и Джульетту – Артура и Катю. 
 
Артур, сын богатого коннозаводчика, приезжает в родной город, чтобы победить в важных скачках и тем самым помочь бизнесу отца (Роман Мадянов). Но на тренировочных состязаниях раз за разом он проигрывает Кате, подрабатывающей на конюшне. В финальной скачке накал страстей достигает предела. В случае поражения Артур навлечет на себя гнев отца, а для Кати победа на скачках – единственная возможность спасти свою лошадь Вегу. Эмоции, борьба, стремление к победе – переворачивают представление Вершинина и зрителя о спорте. «Не бывает спорта большого, или маленького – спорт может быть „настоящий“». Поняв это, Вершинин стремится любой ценой попасть на первые в жизни соревнования своего сына Степки, юного самбиста.
 
Сыграть самого себя
 
Съемки проходили в Москве и Республике Татарстан. Именно Казанский ипподром стал в этом фильме ареной, где не только проводятся скачки, но и вершатся судьбы людей. Актер на роль жокея Артура был утвержден, но ему требовался дублер для конных сцен. Именно с такой целью на съемочной площадке появился Тагир Метшин. Два года назад, будучи мастером-жокеем Казанского ипподрома, он завершил карьеру в скачках, но, конечно, необходимыми профессиональными навыками по-прежнему владеет. В процессе кастинга Тагир настолько понравился режиссерам фильма, что в итоге именно он и стал исполнителем одной из главных ролей.
 
Конечно, мы не могли не поговорить с ним о новом и таком необычном опыте, как съемки в большом кино.
 
Какие эмоции были, когда вам предложили сниматься? 
 
Во-первых, я не ожидал этого. Уже тот факт, что мне представилась возможность поработать в роли статиста во время съемок на ипподроме, доставил большое удовольствие. Когда же мне предложили поучаствовать в главной роли, я, просто, до конца не осознавал, что произошло. Можно сказать, что в тот день я поймал удачу за хвост. 
 
Что тяжелее: работать жокеем или сниматься в кино?
 
Думаю, что жокеем. В фильме у меня были разные сцены: актерские и каскадерские на лошади. В актерских дублях, честно признаться, я отдыхал от съемочного процесса, где я был верхом на лошади. 
 
Труд актера кино очень тяжелый – они, например, тоже часто встают рано в то время, когда съемки заканчиваются в три часа ночи. Но в скачках мне все равно было сложнее, и в моральном, и в физическом плане.   
 
Что было сложнее всего на съемках? 
 
В первые съемочные дни  было сложно представить себя актером и понять, что нужно делать, как вживаться в роль и так далее. Потом как-то стало проще.
 
Партнеры по площадке помогали вам? 
 
Мне помогал режиссер Максим Зыков, репетировал, объяснял заранее и помогал настроиться на определенный лад, выбрать правильные эмоциональные ноты и максимально погрузиться в сцену. Роман Мадянов, известный и очень опытный актер, сам своей игрой погружал в правильную атмосферу, поэтому с ним было проще играть. Но и с Ксенией Золотовой тоже было просто. Особенность конных сцен была в том, что, например, лошадей трудно поставить в кадр так, как нужно. А при этом нужно еще и думать об образе, правильно его играть. 
 
Как проходили съемки скачек?
 
По частям. Сначала снимают старт, открываются боксы, мы принимаем и через несколько метров останавливаемся. Потом – по прямой, потом отдельно в повороте. Специально для съемки всю дистанцию по несколько раз не проходили. 
 
После завершения карьеры жокея вам, наверное, приятно было снова погрузиться в атмосферу скачек…
 
Конечно! Я с раннего детства на лошадях, но, к сожалению, перестал участвовать в скачках, в силу ряда причин. И эти съемки стали отличной возможностью и снова оказаться на дорожке, и испытать те самые эмоции, тот азарт и драйв. 
 
Решение Филиппа Абрютина, продюсера и сорежиссера, о назначении на роль не профессионального актера, а человека «со стороны», но знающего свое дело, не вызвало у участников съемок недовольства. Наоборот – это сильно упростило задачу. Оказалось проще сделать из жокея актера, чем актера научить уверенно сидеть в седле. 
 
«Это было совершенно правильное решение, – комментирует исполнитель роли отца Артура Роман Мадянов. – Поскольку фильм рассказывает о профессионалах, то в кадре и должны быть профессионалы. Иначе зрители сразу бы заметили фальшь. Съемки с лошадьми, вообще, всегда очень сложные – знаю по собственному опыту. Научиться ездить верхом на таком уровне невозможно за короткое время, поэтому никто из актеров просто бы не справился с этим. Тагир отработал прекрасно. С точки зрения актерской игры, он полностью справился с задачей». 
 
Впрочем, это не единственный пример участия в съемках профессионального спортсмена – в другой сюжетной линии роль тренера исполнил Александр Конаков, главный тренер сборной России по боевому самбо.
 
О чем фильм?
 
«Наш фильм о счастье и о любви, – рассказывает Филипп Абрютин. – И хотя у нас картина основана на спортивной теме: скачки, самбо – на первом плане семейная история, история главного героя в исполнении Яна Цапника, который возвращается в свою семью. Наш проект – один из немногих современных отечественных фильмов, на который зритель может прийти со своей семьей, детьми, родителями. Уверены, что те ценности, которые заложены в нашей истории, найдут отклик у самой широкой зрительской аудитории. Наша команда большое внимание уделила самим съемкам спортивных состязаний, чтобы картина была по-настоящему зрелищной».
 
«В „Команде мечты“ меня привлекла история, важная тема, поднятая молодыми авторами, – делится, в свою очередь, Ян Цапник. – Каждый из нас, по сути, немного эгоист, и, занимаясь, как нам кажется, важными делами, забывает о своих близких, о своей семье. Задача фильма – рассказать, что есть вещи намного важнее денег и рейтингов».
 
Юрий Стоянов, исполнитель роли генерального директора спортивного телеканала, так прокомментировал свое участие в этом проекте: «В последнее время я активно сотрудничаю с молодыми кинематографистами, считаю это очень важным и нужным делом. В этой картине мне досталась небольшая роль, но мы с режиссером попытались сделать ее максимально интересной и яркой».
 
«Сейчас много снимается кино про спорт, много кино снимается про танки, – говорил Филипп Абрютин в одном из интервью. –  Все время в нашем российском кино возникают некие тенденции, и все начинают следовать им, думая, что это приведет их к каким-то большим сборам, успеху у зрителей. Но зрителя в первую очередь привлекает не то, о чем фильм, ему важно: трогает его история по-человечески или нет.  Конечно, у нас есть самбо, скачки, все связано со спортом, но мы не позиционируем свое кино как спортивное. Это просто такой фон».
 
«Команда мечты» стал очень важным проектом. Он расскажет массовому зрителю не только о проблемах человеческих отношений. Здесь раскрывается потенциал целого региона – Татарстана, показана красота его столицы Казани, привлекается внимание к проблемам детского спорта. И главное для нас – еще никогда в современном кино скачки не были такими близкими, понятными и затягивающими для зрителей.