Бельгийский бренд занимается созданием элитного шоколада вот уже девяносто лет. Сегодня под знаком этого именитого шоколадного дома работают шесть сотен кондитерских бутиков в 100 странах мира. Среди специальных vip-клиентов бренда с обнаженной женщиной верхом на лошади – европейские королевские дома.
Семейная сага
В 1926 году известный брюссельский шоколатье по фамилии Дра принял решение открыть собственное дело. Элегантный и оригинальный шоколад ручной работы семейства Дра продавался прямо в подвале их собственного дома. В фамильный бизнес были вовлечены все, включая четверых детей – трех мальчиков и девочку. Дело процветало и посетителей магазина с каждым годом становилось все больше и больше. Так продолжалось вплоть до 1937 года, когда семью постигло несчастье. Мсье Дра скоропостижно скончался, а спустя несколько месяцев ушла из жизни и его супруга. Бизнес перешел по наследству еще очень юным, но невероятно талантливым детям. Жозеф уверенно вел коммерческую часть предприятия, Пьер совершенствовал кондитерские технологии, Франсуа работал с марципаном и фруктами, а очаровательная Ивонн создавала оригинальную упаковку, используя бумагу и ленты. Наконец, наступило время, когда было решено покинуть семейный подвал и подыскать для магазина более подходящее место. И оно нашлось в самом центре исторического Брюсселя, на Гран-пляс. Вслед за этим пришли мысли и о ребрендинге. Коммерческий гений семейства – Жозеф остановил свой выбор на имени из древней английской легенды. Дело в том, что у его супруги Габриэль были длинные золотистые волосы, за которые местный парикмахер прозвала ее «леди Годива». Жозеф послал запрос в Британию, в городской Совет Ковентри, на право использования легендарного исторического имени и получил добро. Так из магазинчика под незамысловатой вывеской «Шоколатри Дра» родился знаменитый на всю планету шоколадный дом Godiva.
Сквозь глубину веков
Леди Годива была англо-саксонской графиней, супругой графа Мерсии Леофрика. До замужества она уже занимала высокое положение в обществе и владела обширными землями в окрестностях Ковентри. Супруги слыли людьми добродетельными и великодушными. В 1043 году они основали в Ковентри бенедиктинский монастырь, который в одночасье превратил его из весьма скромного поселения в четвертый по величине средневековый город Англии. Леди Годива собрала для монастыря значительные пожертвования и, как гласит легенда, расплавила свои золотые и серебряные украшения, из которых были отлиты церковные распятия. Жизнь процветавшего графства омрачал один момент. Жители Ковентри страдали от высоких налогов на лошадей. Они многократно умоляли графа снизить фискальное бремя. К справедливым просьбам горожан присоединилась и супруга правителя, но Леофрик оставался непреклонным. Однажды на пиру, будучи изрядно навеселе, граф в шутку назвал условия выполнения просьбы своей жены: она должна проехать на лошади по городу обнаженной. Но слово аристократа не воробей, вылетело – не поймаешь. Годива решилась на жертву ради своих подданных… Наутро, освободившись от одежд, она вскочила в седло и выехала на городские улицы.
Подглядывающий Том
Согласно легенде, смущенные жители Ковентри, дабы не осквернить честь своей графини, заперли ставни и двери домов и отказались выходить на улицу. Так, «незамеченной», прекрасная леди пересекла город. Рассказывают, что лишь один человек отважился взглянуть на всадницу и тут же ослеп. Молва окрестила его «Подглядывающим Томом». Пораженный поступком жены, граф сдержал свое слово...
В 1057 году Леофрик умер и был похоронен в своем аббатстве. Его титул достался единственному наследнику – Эльфгару, который умер в 1062 году, передав правление своему потомку Эдвину. Леди Годива продолжала управлять графством до своей смерти. Как и когда скончалась легендарная леди, доподлинно неизвестно, но это случилось уже после захвата Англии норманнами Вильгельма Завоевателя в 1066 году. Популярность благородной дамы из Ковентри позволила ей сохранить все свои земли, несмотря на то, что новый властитель страны отобрал земельные владения у большинства местных дворян.
Готический социализм
Историки убеждены в реальном существовании леди Годивы, однако легенда изобилует противоречиями. Согласно летописям, известные события произошли в Ковентри 10 июля 1040 года, и, как явствует из документов, налог в городе действительно
не взимался... но лишь начиная с 1057 года. Однако тем же годом датируется смерть самого графа. Из письменных источников также известно, что леди Годива родилась в 980 году. Точное произношение ее имени – Годгифу (Godgifu), что означает «Подарок Господа». Если сопоставить даты, выходит, что в момент проезда по городу ей было 60 лет! Невероятно... Но упоминаемые события были зафиксированы в летописи лишь спустя двести лет – срок, за который данные вполне могли быть искажены. Так или иначе, жители Ковентри бережно хранят память о леди Годиве. В 1678 году в ее честь был учрежден праздник, который проводится и по сей день. Во время торжества жители города в карнавальных костюмах XI века идут от руин первого кафедрального собора тем же путем, которым когда-то проехала Годива. Шествие заканчивается в городском парке у памятника леди с распущенными волосами верхом на лошади, где горожане соревнуются в различных конкурсах, танцуют, поют и веселятся. Самым популярным конкурсом является конкурс на лучшую леди Годиву. Ее выбирают из женщин, которые обязательно должны иметь длинные золотистые волосы. Наиболее отчаянные претендентки, невзирая на цвет своей шевелюры, садятся на лошадей и совершают, в подражание героине, поездки в обнаженном виде. Фестиваль завершается фейерверком и народными гуляниями. Секрет всенародной любви к городской героине имеет под собой совершенно очевидный социальный подтекст. Ведь кто точно скажет, что больше ценится в леди Годиве: утонченный эротизм визуального образа или символ борьбы за отмену налогов? Недаром в XIX веке художники из знаменитого «братства прерафаэлитов», исповедовавшие теорию «готического социализма», обратили пристальное внимание на старинный сюжет. Хрестоматийные образы средневековой радетельницы за народные права принадлежат кисти Джона Кольера и Эдмунда Лейтона. Сегодня почитание эксцентричной леди уже вышло за земные пределы – астрономы назвали в ее честь астероид 3018… Но вернемся к знаменитому шоколадному бренду, эмблема которого сильно напоминает изображение на печати городского совета Ковентри.
Сладкий выбор королей
В 1946 году Пьер Дра-младший добился совершенства в производстве традиционных бельгийских трюфелей, которые стали не только фирменным знаком качества Godiva, но оказали огромное влияние на всю индустрию шоколада. Мьсе Дра разработал трюфели, в толстом слое шоколада с сердцевиной из ганаша, сливочного крема, взбитых сливок или мусса.
И даже неполный список начинок способен впечатлить самого утонченного лакомку – это и миндальное пралине с медом, и малина, и клубника, и кокосовый орех, и капучино, и шампанское, и Бог знает что еще... Сверху дизайнерские трюфели украшены сладкими хлопьями или мелкой шоколадной стружкой, посыпаны сахарной или какао-пудрой. На детище семейства Дра обратили серьезное внимание: в 1968 году бренд Godiva стал официальным поставщиком бельгийского Королевского двора. И с этого момента для бельгийских шоколатье наступило время планетарной экспансии. В те же годы кондитерская Godiva впервые появилась в Северной Америке – в одном из самых шикарных магазинов страны Wanamaker`s в Филадельфии. А уже в 1972-м международные бутики брюссельского шоколатье распахнули свои двери в Париже, Нью-Йорке и Токио. Годом торжественного открытия магазина Godiva в Гонконге стал 1998-й, в магазине класса люкс Sogo, а спустя еще пять лет фирменные бутики завоевали Москву, проникнув в российскую столицу через Петровский пассаж, «Крокус Сити Молл» и ТЦ «Европейский». Любители шоколада в первую очередь ценят продукцию от Godiva за качество натуральных ингредиентов, используемых при производстве. Ведь именно бельгийский бренд обладает приоритетным правом выбора на специальных торгах, где продают отборнейшие какао-бобы, лучшие в мировом урожае. В каждой стране, где продается шоколад Godiva, у партнеров марки есть постоянные клиенты, которые на протяжении многих лет доверяют именно этому бренду. Шоколад Godiva признан на самом высоком уровне: например, королева Великобритании Елизавета II посещает магазин Harrods, чтобы лично выбрать любимый сорт шоколада от брюссельского кондитера. Пралине Godiva подают на светских приемах Королевы Матери Нидерландов, а король Бельгии по традиции покупает шоколадные яйца Godiva к Пасхе. В слабости к элитным бельгийским лакомствам замечены и такие селебрити, как Ева Лонгория, Эмма Робертс и Эмми Россам.
«Шоколеди» пошла по рукам
Современный бизнес – это не столько красивая семейная бренд-стори, сколько искусство выгодно и вовремя купить и продать. После того как шоколад Godiva вышел на американские рынки, бренд неожиданно продали. Покупателем выступила компания из США – производитель консервированных супов Campbell's. Деловитые американцы отнеслись к «нежной европейской леди», как к курице, несущей золотые яйца. Наварив неплохие деньги (Godiva приносила около 500 млн долларов ежегодно), они в самый удобный момент выставила бренд на торги, заявив, что «концепция шоколада класса люкс идет вразрез со стратегией Campbell's, направленной на производство простой еды». В 2008 году «шоколеди» пересекла Атлантику в обратном направлении. Новыми владельцами Godiva за 850 млн долларов стали турецкие бизнесмены из пищевого концерна Ülker. Согласно договору все марки, производственные комплексы, торговые тайны и патенты Godiva перешли в состав группы фирм из Малой Азии. Вместе с активами туркам достался и целый комплекс социальных обязательств бренда, столь характерных для крупного западного бизнеса, включая довольно щедрые спонсорские программы. Так, с Godiva сотрудничает известная теннисистка Каролина Возняцки – бывшая первая ракетка мира, финалистка двух турниров Большого шлема и победительница 25 турниров WTA. Бренд спонсирует Азиатскую кинопремию, помогает детям в более чем 120 странах мира, есть и отдельная программа помощи семьям, где дети больны раком. Godiva является членом Всемирного фонда какао, который занимается улучшением условий жизни фермеров и защитой детей от нелегального труда. Уникальным проектом бренда является проект «Леди Годива», в рамках которого компания выдает гранты размером 10 тыс. долларов женщинам разных стран мира, внесших большой вклад в развитие здравоохранения, социального обеспечения, защиты детей и животных. Здесь ли не вспомнить благородный поступок средневековой британской графини?
В шорт-листе Forbes
Сегодня Godiva продолжает радовать гурманов и простых любителей сладкого своими маленькими шоколадными шедеврами. Актуальная номенклатура бренда может похвастаться более чем семьюдесятью наименованиями продукции: белый, молочный и горький шоколад, ганаше, карамели, марципаны, трюфели, батончики, жемчужины, медальоны, орехи в шоколаде, бисквиты, кофе, свежая клубника, малина, голубика, бананы в шоколаде и многое другое. Огромной популярностью пользуются шоколадные фигурки лошадей… Для каждой коллекции используется упаковка ручной работы оригинального дизайна. Неизменный логотип компании – леди Годива верхом на лошади – красуется на цвсем, что выходит из рук именитых шоколатье.
Удовольствие это недешевое – что и говорить. Лакомства от Godiva занимают четвертое место в рейтинге Forbes среди самых дорогих шоколадов мира. Тем не менее оно того стоит. Ведь обычные плитки, батончики и конфеты из массового ритейла, к сожалению, имеют мало общего с настоящим шоколадом. Как правило, при их изготовлении используются дешевые ингредиенты и консерванты, в то время как у Godiva неизменным остается одно – высочайшее качество с незабываемым привкусом благородной средневековой эротики… Попробуйте и убедитесь сами, ведь, как говорят шоколатье, жизнь слишком коротка, чтобы тратить время на употребление дешевого шоколада.