Официальное открытие Центрального московского ипподрома состоялось 12 сентября 1834 года. Первое кирпичное здание появилось в конце ХIХ века, на его основе Иван Жолтовский в 50-е годы прошлого столетия спроектировал ныне существующую монументальную постройку. Юбилейный год (а это к тому же и год Лошади) – хороший повод вспомнить об истории ипподрома, без которого сегодня невозможно представить Москву.
Конские бега регулярно устраивались в Москве с 80-х годов XVIII века: начало этой традиции положил граф Алексей Орлов. Зимой забеги проводились на Москве-реке, у Нескучного сада. На льду огораживали круг с деревянным павильоном-беседкой для зрителей. Однако многие москвичи предпочитали смотреть состязания даром, расположившись на прибрежных холмах.
Летние бега в то время вызывали меньше внимания. Они устраивались на Донском поле близ Шаболовки либо за Тверской заставой, рядом с Ходынским полем. Именно по соседству с Ходынкой в 1831 году Общество конской скачки получило большой участок земли (122 десятины) для устройства состязаний. Здесь и возник первый стационарный московский ипподром.
Первые трибуны здесь появились только в 1837 году. Это довольно скромное сооружение представляло собой несколько двухэтажных беседок, соединенных между собой галереей. В течение полувека оно неоднократно расширялось и перестраивалось.
Вплоть до 1870-х годов на ипподром ходили только любители лошадей и коннозаводчики. Но постепенно дух коммерции и азарта взял верх над чисто спортивным интересом: на ипподроме открыли тотализатор. Стал меняться и состав здешней публики, помимо аристократов и промышленников на трибунах замелькали люди самых разных званий, надеявшиеся на легкий выигрыш. Московское скаковое общество быстро обогащалось. На появившиеся деньги в 1899 году построили новые кирпичные трибуны.
Для действительных членов общества в здании было предусмотрено особое помещение. На самом же престижном месте трибун располагалась роскошно выполненная царская ложа, которая нередко посещалась членами императорского двора (например, генерал-губернатором Москвы великим князем Сергеем Александровичем). Рядом с ложей находился и балкон для судей, а также специальные литерные места для публики, имевшей свой отдельный вход. Обычная публика рассаживалась без особых удобств на втором и третьем этажах. Здание освещалось электричеством, что было по тем временам новинкой.
На здание трибун скаковое общество израсходовало более миллиона рублей. Поговаривали, что одной из причин столь щедрых расходов стала извечная конкуренция Москвы и Петербурга. Впрочем, все затраты с лихвой окупал тотализатор. Да и зажиточная публика охотно раскупала билеты на богато украшенные трибуны.
«Главные страсти на бегах разгорались по поводу ставок и выигрышей, – пишет историк Москвы Георгий Андреевский. – Особенно сильно азарт расцвел в конце 1880-х годов. Собиралась здесь самая разношерстная публика. Немало было людей бедных и неопрятных. Не обходилось, конечно, без жульничества. Был там мужик, которого все звали Мишкой. Способствовала его материальному благополучию уверенность посетителей ипподрома в том, что администрация и наездники (в особенности последние) – жулики и заранее знают, какая лошадь придет первой».
Кстати, профессиональный знаток скачек Владимир Гиляровский (он редактировал «Журнал спорта», посвященный коннозаводству) был активным противником тотализатора и не раз призывал его закрыть – в том числе в своих публикациях.
Но в 1918 году закрыли… сам ипподром. Какие уж тут скачки и бега, в ту пору судьбы страны вершила кавалерия. Во время Гражданской войны на территории ипподрома проводились военно-учебные занятия, на трибунах устраивались митинги.
Но с началом нэпа ипподром вернул себе славу культового места Москвы. Здесь собирались сливки московского общества. Особенно любили бывать на скачках актеры-мхатовцы: Яншин, Москвин, Тарханов. Некоторые из них и сами иногда участвовали в забегах. В беговой коляске можно было увидеть Ивана Козловского. Часто посещали ипподром писатели – Маяковский и Асеев, Олеша и Бабель (автор «Конармии» был заядлым лошадником, дружил с жокеями и коневодами). Летчик Михаил Громов приходил на трибуны в гражданском пиджаке со Звездой Героя на лацкане. Азартно делал ставки спартаковец Андрей Старостин, чей футбольный путь начинался неподалеку, на Пресненском Валу. Наездники были настоящими кумирами, у них выпрашивали автограф, словно у знаменитых артистов.
В годы Великой Отечественной войны на территории ипподрома действовала батарея зенитчиков. А в июле 1944-го на беговом поле разместили несколько тысяч пленных немцев, перед тем как провести их под конвоем по улицам Москвы.
После войны в здании на Беговой улице произошел пожар. И в начале 1950-х по проекту архитектора Ивана Жолтовского было выстроено новое здание ипподрома, включившее часть дореволюционных сооружений и скульптур. К примеру, квадрига по центру фасада и «распряженные» лошади по углам башни (составлявшие некогда вторую квадригу) – это элементы старой постройки. В целом же новый ипподром выполнен в мажорных тонах сталинской архитектуры: величественные колонны с пышными капителями и портики, барельефы и медальоны, фрески и витражи. Художниками показан исключительно мирный труд граждан СССР, их отдых и спорт. На шпиле левой башни – гордость ипподрома, флюгер с изображением орловского рысака, символа российского коневодства. Если старый ипподром напоминал современникам здание Парижской оперы, то новый имеет некоторые общие черты с Бранденбургскими воротами в Берлине. Не случайно строительство завершилось в год 10-летия Победы.
Антураж 1950–1960-х годов привлекает сюда кинематографистов для съемок фильмов и сериалов из советской жизни. При ипподроме работает музей, среди его экспонатов – подковы разных эпох, мебель и люстры из царской ложи, портреты директоров ипподрома, известных зоотехников, знаменитых спортсменов, фотографии легендарных лошадей. В музее можно ознакомиться и с проектом реконструкции Московского ипподрома, представленным общественности в июне нынешнего года.
Источник: http://www.mperspektiva.ru