Развитие любого вида спорта обусловлено тремя основными причинами. Во-первых, это эффективная работа сильной национальной федерации. Во-вторых, финансовые возможности вида. В известной мере второе вытекает из первого. Только достаточно авторитетная федерация способна обеспечить постоянный доступ достаточных денежных средств для решения многочисленных, (а в конном спорте и дорогостоящих) материально-технических проблем. И, наконец, кадры, без которых, как известно, не решается ничего.
Отличительной особенностью «Райдерс Тура» являются командные цвета. Как правило у каждой команды вальтрапы одного цвета с логотипом фирмы-спонсора, а все члены команд-участников этого турнира одеты в одинаковые рединготы (например, «Audi Quattro» – в серые, «Sony Ericsson» – в зеленые), с одинаковыми по цвету воротничками.
Совершенно очевидно, что положительное решение всех трех вышеуказанных аспектов под силу только сильному в экономическом отношении государству. Таковым и является Германия, ставшая «Меккой» классических видов конного спорта. Нам до сих пор есть чему учиться у немцев в плане организации и возможностей финансирования спортивного коннозаводства. Последнее – отдельная тема, поскольку, не подтянув отечественное спортивное коннозаводства до мировых стандартов, одним эпизодическим импортом западных лошадей мы всех своих потребностей не удовлетворим. Решение этого вопроса упирается во всегосударственную сельскохозяйственную проблему, но решать его надо, если мы не планируем всю жизнь плодить «ретро экспонаты».
Три года назад авторитетный немецкий конник, титулованный в прошлом конкурист, а ныне – успешный бизнесмен Пауль Шокемюлле «синтезировал» идею «Райдерс Тура». Вместе с Хансом Вернером Ауфрехтом, председателем правления компании «Gold Zack», бизнесменом, занимающимся автогонками, они решили систематизировать и усовершенствовать систему конкурных состязаний в Европе и, в частности, в Германии. Не этапов Кубка мира и подобных турниров, а таких, где на одних и тех же паркурах, в очной борьбе на протяжении всего сезона, выясняли бы отношения лучшие конкуристы Европы, а в перспективе и мира. Можно как угодно относиться к личностным качествам младшего из братьев Шокемюлле Пауля, но его деловой хватке и организаторским способностям можно только завидовать. Пауль в конном мире имеет репутацию человека, который, мало того, делает деньги из всего, к чему прикасается, так еще и не бросает их на ветер. Эти качества позволили ему быстро найти единомышленников. Нашлись для начала $100000 (евро тогда еще не был в ходу), был приглашен спортивный директор – легендарный Ханс Гюнтер Винклер, а также один из лучших составителей маршрутов – швед Олаф Петерсен, и турнир зажил своей жизнью.
Стартовым этапом был определен майский турнир в Гамбурге («Гамбургское дерби»), а финишировал «Тур» в крытом манеже в декабре в Мюнхене. Всего было намечено 9 этапов, которые свели воедино разрозненные ранее соревнования, придав им новый смысл и статус. Кроме упомянутых это были: Висбаден, Бальве («Оптимум»), Хакенбург (CSI), Хикстед («Хикстедское дерби»), Мюнстер («Турнир победителей»), Данауэшинген и Ганновер («Немецкая классика»).
Первый сезон ушел на раскачку и раскрутку детища. В итоге заключен контракт с известной немецкой «продавщицей» разнообразных спортивных зрелищ Сарой Мюр, турнир показывают две немецкие телекомпании. Да и в России эти соревнования с прошлого года можно наблюдать на канале 7ТВ. К «Туру» потянулись и новые спонсоры и, как следствие, вырос призовой фонд. А, как известно, практически только это способно заставить известных спортсменов участвовать именно в этом турнире и игнорировать другой. В прошлом году за победу на этапе платили в среднем $25000, а призовой бонус за общую победу вырос до $150000. В этом же году дела пошли еще лучше – главный приз тянет на 250000, но уже евро, прибавились командные соревнования – главный приз команде-победительнице составляет 100000 евро. А общий призовой фонд (и личный, и командный) составляет аж 991000 евро!
В первом сезоне (2001 год) не было разработано четкой системы подсчета очков, но победитель путем довольно сложных математических операций был все же определен – им стал «конный Шумахер» – Людгер Бербаум. Вообще первый пьедестал почета был семейным. Второе место занял младший брат Людгера – Маркус, третьей стала жена Маркуса Мередит Майклс-Бербаум.
Кстати, «Райдерс Тур» – это соревнование именно среди всадников. Другими словами, на отдельно взятом этапе конкурист допускается к участию только на одной лошади, а по ходу всей серии лошадей может менять как угодно. Итоговое место по сумме девяти этапов занимает именно человек, на скольких бы лошадях в течение сезона он ни выступал.
В прошлом году организаторы пошли по пути «Формулы-1» в плане упрощения очковой системы. Лучшим десяти всадникам в каждом этапе присуждаются очки: за первое место – 20, за второе – 15 и так далее по убывающей. В результате по итогам первых восьми этапов определяется десятка всадников для участия в последнем Мюнхенском этапе «Тура» (в буквальном переводе с немецкого – «междусобойчик»). Помимо денег победителю присваивается почетный титул «Всадник года».
Без преувеличения можно сказать, что в составе участников «Райдерс Тура» лучшие всадники и лошади, входящие в первую мировую тридцатку. Имена Людгера Бербаума, Отто Беккера, Хелены Вайнберг, Маркуса Энинга, Франке Слоотаака из Германии, американца Питера Уайлда, бразильца Родриго Пессоа, шведа Рольфа-Горана Бенгтсона, ирландца Питера Чарльза, швейцарца Маркуса Фукса, англичанина Майкла Витакера говорят и о «звездности» компании и о ее географическом представительстве. Хотя подавляющее большинство участников из Германии (пока лишь один этап «выездной» – английский, все остальные немецкие), тенденция к расширению представительства всадников налицо. Конноспортивная Европа представлена очень широко, заокеанские конкуристы постепенно тоже подтягиваются, рассматривая эту серию соревнований как очень хорошую практику в процессе подведения лошадей к основным международным официальным стартам сезона. А из кличек таких лошадей как Глэдис С, Фо Плеже, Балобе дю Рю, Файн Цера, Добелс Ченто, Кеестер можно легко составить символическую «сборную мира».
В прошлом сезоне главным открытием «Райдерс Тура» стала миниатюрная шведка Малин Барьярд. Выиграв два этапа и еще в двух попав на платные места, она набрала 55 очков, и поделив третье место с Маркусом Энингом, потеснила таких крэков, как Пессоа, Беккер, Уайлд. Главным героем «Тура» третий год подряд безоговорочно становится Людгер Бербаум. В текущем сезоне он стал недосягаем уже после 6-го этапа в Данауэшингене. Там, правда, он проиграл Отто Бэккеру 0,2 секунды, а всего из восьми – выиграл четыре этапа.
Нередко разница между всадниками внутри первой пятерки составляет не более секунды. Можно себе представить накал борьбы! В одном из интервью курс-дизайнер Олаф Петерсен подчеркнул тенденцию составления маршрутов такого класса в направлении способностей участников перепрыжки «шнуровать» препятствия справа-налево и наоборот, демонстрируя чудеса выездки конкурной лошади, и тут же резко наращивать скорость движения, проходя отдельные участки «на хорошем ходу». Этому способствует и новая формула (введена лишь в этом году) проведения этапов. В отличие от прошлых сезонов, когда в перепрыжку попадали только всадники, закончившие основной маршрут без штрафных очков, в этом году в перепрыжку попадают десять лучших всадников, независимо от того «чисто» ли они отпрыгали «основу» или нет. Правда на практике выходит, что большинство участников перепрыжки все-таки те, кто отпрыгал основной маршрут безошибочно. Таким образом, паркур приобретает некоторую «двухгитовость», первый гит, в котором – классический, второй – укороченный и скоростной. Справедлива ли такая система? С одной стороны, представляется, что не очень. По этой формуле выиграть этап может всадник, отпрыгавший основной маршрут с повалом или даже с двумя (такие уже бывали). А это ни много, ни мало – 25-30 тысяч евро. В то же самое время участники, закончившие основной маршрут безошибочно, могут остаться в «битом поле». С другой стороны, такая система способствует более равномерному распределению призовых денег. Дело в том, что примерно половина суммы разыгрывается сразу по итогам основного маршрута между всадниками первой десятки, а вторая половина денег разыгрывается уже в перепрыжке. Сами всадники по-разному оценивают нововведение, хотя все единодушны в мнении, что тактический настрой от этого не меняется – надо стараться прыгать «чисто» всегда и еще уметь это делать и в условиях дефицита времени и пространства. В конце концов, это хоть и несколько меняет общепринятые нормы, зато повышает зрелищность, что в плане организации имеет все возрастающую значимость.
Хочется упомянуть еще об одной особенности «Райдерс Тура». На единственном «негерманском» из этапов – английском Хикстеде – проводятся два независимых маршрута для мужчин и женщин. Вспомним, что конный спорт один из немногих, где мужчины и женщины в официальной версии соревнуются на равных в одном зачете. Тем оригинальнее английский этап, единственный в мире современного конкура, дающий возможность воздать должное британским традициям и сравнить «разнополую» версию проведения соревнований по преодолению препятствий с классической.
К составлению маршрутов, кроме Петерсена, привлекаются лучшие курс-дизайнеры Германии и Америки. Совместными усилиями они пропагандируют современные тенденции международных паркуров с одной стороны, с другой – все маршруты «штучные», отличающиеся новизной и оригинальностью.
И в заключение хочется привести слова отца – основателя «Голд Зак Райдерс Тура» Пауля Шокемюлле: «Мы изначально задумали этот турнир с целью в самые короткие сроки создать мощное, если можно так выразиться, предприятие, эдакий, если хотите цирк, колесящий по всей Европе и показывающий публике (а она у нас, скажем в Германии, самая взыскательная) выдающихся мастеров конкура. Вместе с тем наш «Тур» дает возможность молодым спортсменам на равных бороться с великими мира сего. Ведь Олимпиады и чемпионаты мира бывают раз в четыре года, а тут – возможность обыграть такие живые легенды конного спорта как Людгер Бербаум, Родриго Пессоа или Маркус Энинг. Кроме того, мы даем возможность всадникам заработать вполне приличные деньги. При всем этом мы не собираемся зацикливаться на одной Германии и ограничиваться одним выездным этапом в Англии. Мы хотим сделать нашу серию всемирной. Получится ли у нас? Поживем – увидим!». А мы с вами, я надеюсь, увидим новые ступени развития красивейшего вида спорта, имя которому – преодоление препятствий на лошадях.