В Европе существуют четыре национальные школы, оберегающие искусство верховой езды и, несмотря на демократизацию спорта, возлагающие на себя миссию по сохранению «скрижалей закона». Это Le Cadre noir во французском Сомюре, Испанская школа в Вене, Королевская андалусская школа верховой езды в Испании и Национальная школа искусства верховой езды в Лиссабоне (Португалия)
Начиная со старой классической австрийской Школы (открывшей двери около 450 лет назад) и заканчивая самой новой, эти храмы классической верховой езды опираются на работы своих предшественников. Здесь расшифровывают работы теоретиков выездки, от грека Ксенофона, автора «Искусства верховой езды», жившего за 450 лет до н.э., и до португальца Нино Оливьера; совершенствуют и увековечивают знания о лошадях и технике верховой езды. Также эти учебные заведения занимаются подготовкой работников для спортивных клубов и спортсменов самого высокого уровня. Помимо сотни учеников, ежегодно получающих лицензию для работы в конных клубах, добрая дюжина кандидатов на звание Олимпийского чемпиона в Афинах вышла из этих стен.
Пожилая дама, заслуживающая уважения: Испанская школа в Вене
Испанская школа верховой езды в Вене практикует высшую школу с академической и военной целью почти 450 лет – возраст, превосходящий все другие европейские школы. Манеж, бывший некогда зимним садом королевской семьи, выполнен в восхитительных пастельных тонах, оттеняющих 46 коринфских колонн цвета кофе с молоком. Большие двери Winterreitschule (зимнего помещения школы) открыты, в полной тишине в манеж въезжают всадники Школы во главе с полковником. Они доезжают до портрета императора Чарльза VI, сидящего верхом на липициане, и, остановившись, замирают. Затем медленным движением рук всадники снимают треуголки, украшенные золотыми лентами. Вытянув руки, они салютуют монарху. В середине большого камня, находящегося в манеже, выгравирована программа Школы: «Обучать молодых дворян и готовить лошадей к академической верховой езде и военной службе»...
Частица Испании в Венской школе
Начиная с создания Школы в XV веке, отмечалось ее стремление к работе с испанскими лошадьми. В процессе разведения представители этой породы приобрели благородный силуэт, прекрасно подошедший европейским Дворам в эпоху барокко.
Крепкие, выносливые, энергичные, живые и вместе с тем легкоуправляемые, липицианы вызывали зависть врагов Австрии. В 1796 г., а затем в 1805 г. триста голов были вывезены в Венгрию, чтобы не достаться солдатам Наполеона, который хотел использовать их в своей кавалерии. Спасением во Вторую Мировую войну для липицианов стала Чехословакия. С 1852 года, с самого начала существования, Императорский конный завод, расположенный в то время в Липике, а ныне – в Словении, где климат приближен к Андалуссии, импортирует андалусских и липицианских лошадей для скрещивания с местными породами. В заводе используют жеребцов датских, итальянских и чешских пород, чтобы получить липицианов в стиле «барокко», являющихся эмблемой Школы в Вене.В настоящее время Национальному конному заводу доверена миссия по дальнейшему разведению лошадей в Австрии, по преобразованию и улучшению этой отрасли.
Хранители классических традиций
Испанская школа в Вене высоко держит планку. Хранительница классических канонов «сохраняет искусство верховой езды в самой возвышенной форме, согласно традициям, оставленным мэтрами верховой езды XVIII века» - написал в работе 1946 года, посвященной Школе, генерал Декарпентри, всадник Cadre noir. Торжественно открытая в 1572 году императором Максимилианом II, Школа никогда не закрывала своих дверей, даже в «черные» дни своей истории – во время осады Вены турками, случившейся через несколько лет после открытия, или во время Второй Мировой войны.
Чтобы не опорочить репутацию Школы, ученики и лошади должны пройти курс серьезного и долгого обучения. После работы на корде для липицианов, «мэтров» среди лошадей, согласно венской традиции, начинается четырехлетний период обучения. После того как лошади «ставят» шаг, рысь и галоп, начинается работа над элементами. Вначале лошадь должна научиться выполнять собранные аллюры, менку ног, пиаффе и пассаж. После освоения выездковых элементов приступают к элементам «над землей»: левада, крупада и каприоль. Это обучение длится в течение восьми лет. «Было бы ошибкой готовить лошадей слишком быстро», – замечает полковник Подайски, директор Школы с 1939 по 1965 год, чемпион по выездке Олимпийских игр 1936 года в Берлине. «С самого начала работы мы следим за тем, чтобы это доставляло лошадям удовольствие. Для выездки требуется бесконечное терпение и 45 минут работы в день. Это максимум, который лошадь может вынести». И добавляет: «Выговор на повышенных тонах, любое грубое воздействие наносит непоправимый ущерб природному таланту лошади и лишает удовольствия, с которым она должна выполнять упражнения».
Обучение всадников производится опытным тренером, на готовой лошади. Школа, некогда бывшая закрытым учебным заведением для дворцовых офицеров, сановников императора и нескольких армейских офицеров, открылась в XIX веке для крупной буржуазии, а затем – для иностранных офицеров. И хотя сегодня Школа открыта не только для элиты, в ней сохранилась строгая иерархия. Каждый ученик должен пройти все этапы в соответствии со своими способностями, спортивными достижениями и сроком службы. Униформа этих всадников мало отличается от униформы их знаменитых предшественников. Они также носят коричневые мундиры, украшенные по центру двойным рядом латунных пуговиц, бриджи из белой замши, черные сапоги и белые кожаные перчатки. Различается лишь ширина ленты, украшающей их головной убор.
Всадники Школы иногда дают возможность понаблюдать за их тренировками широкой публике. Тогда можно увидеть то, как ведется обучение перспективных жеребцов различным выездковым элементам, упражнениям высшей школы, прыжкам. В течение сезона, представления, устраиваемые Школой, происходят дважды в неделю, по вечерам, под музыку Моцарта или Штрауса.
Национальная школа верховой езды в Сомюре
Долой военный мундир
Всемирно известная благодаря своим грандиозным представлениям, Школа в Сомюре постепенно сбрасывает военный мундир, чтобы достичь высот на спортивном поприще. Подобное смешение жанров несколько смущает широкую публику.
И хотя Школу можно посещать как консерваторию, «Национальная школа верховой езды – не музей», – уверен полковник Луа де ля Порт дю Тей, старший тренер Школы. Прежде всего, это учебный центр, главной задачей которого является подготовка спортсменов высшего уровня. Начиная с 2000 года, Школа объединяет три главных центра, занимающихся олимпийскими видами конного спорта. На ее базе размещается Федеральный комитет по конному многоборью и дом главного тренера – Тьерри Тузена. Международная федерация конного спорта доверила Сомюру организацию Чемпионата Европы по многоборью среди юниоров в 2005 году. Там же постоянно практикуются члены французской сборной по конкуру.
Перед вылетом на Олимпийские игры в Афины четверо представителей французской Олимпийской сборной по конкуру провели свои последние тренировки в Сомюре. Именно там с 4 по 12 августа Флориан Анжо, Южени Анжо, Бруно Бруксо и Эрик Наве шлифовали свое мастерство вместе с тренером сборной Жаном-Морисом Боно.
В Школе находится исследовательский центр, занимающийся повышением уровня лошадей и спортсменов. Школа в Сомюре ежегодно проводит самые значительные соревнования по выездке на территории страны, например Чемпионат Франции, а также Недели разведения выездковых лошадей (в этом году – с 16 по 19 сентября).
Конные состязания для устрашения противника
Первые ученики Сомюра носили военную форму. В конце XVIII века ими были офицеры и унтер-офицеры, отвечавшие за подготовку кавалерийских полков. Расформированная накануне Французской революции, Школа возродилась из пепла во времена Реставрации (1815-1830-е гг.) В ее стенах обучают «школьным прыжкам», которые являются украшением конных состязаний и, что самое главное, показывают доблесть всадников и прочность их посадки. На сегодняшний день сорок всадников Кадр Нуара (офицерский и унтер-офицерский состав) соревнуются только с семью военнослужащими такого же ранга. «Хотя лошади нет больше места на войне, благотворное влияние верховой езды на командиров не подлежит сомнению, – объясняет полковник Луа де ля Порт дю Тей. – Офицеры и унтер-офицеры сначала учатся подчиняться, чтобы суметь командовать в дальнейшем. Подчиняя себе лошадей, они учатся подчинять людей».
То, что необходимо для военных, необходимо и для гражданских спортсменов. «Целью наших предшественников было создание наиболее покладистых и маневренных лошадей для войны. Мы по-прежнему развиваем эти качества, но уже для соревнований».
Это требует постоянного пересмотра методов работы. «Мы используем наши традиционные методы, пробуя при этом и новые, – продолжает старший тренер. – Результаты нашей работы полезны для любого всадника: раньше на лошади ездили с узкими подпругами, пряжки от которых зачастую причиняли лошади боль. И о животном, страдающем от боли, говорили, что оно «с норовом». Однако с более широкими подпругами, положенными на специальный фартук, те же самые лошади оказались гораздо более покладистыми. В настоящее время эта информация передана во все клубы Франции.
Гордость Испании
Королевская андалусская школа искусства верховой езды
С 1972 года в Испании существует одна из четырех европейских Высших школ искусства верховой езды. История Королевской андалусской школы претендует на звание одной из самых прославленных. Школа поддерживает престиж иберийских всадников всемирно известным спектаклем – «Como bailan las caballos andaluces» («Как танцуют андалусские лошади»).
Наследие иберийских воинов
Кожаные гетры, надетые на белые чулки, жилет, рубашка с жабо, кофта – болеро с золотой отделкой, черная шляпа конической формы и шейные платок в горошек.... Всадники Королевской андалусской школы дают представление в костюмах, точно копирующих андалусские костюмы XVIII в. И их представление «Como bailan las caballos andaluces», запечатленное на страницах истории страны, по сей день сохраняет верность традициям. Всадники Школы выступают на лошадях испанской чистокровной или лузитанской породы. В пяти или шести хореографических постановках они демонстрируют, что их верховая езда унаследована не из книг, как, например, в Школе Сомюра или Венской школе, а из повседневной жизни их предшественников – иберийских воинов и пастухов.
Работа Дона Альваро Домека
В эпоху кавалерии Испания демонстрировала несомненное превосходство над всеми европейским странам, а ее всадники начиная с XVI века являлись эталоном для своих «коллег». Но лишь в 1972 году Испания смогла открыть свою национальную школу. История школы неразрывно связана с именем Дона Альваро Домека – крупного землевладельца и винодела, занимающегося также разведением быков и лошадей. По его инициативе в 70-е годы прошлого века была создана Великая школа искусства верховой езды. Согласно легенде Дон Альваро хотел «отблагодарить короля Хуана Карлоса», дав ему титул Caballo de Oro (высочайшее звание, присваиваемое в благодарность за вклад в развитие верховой езды).
Дон Альваро занимается разведением андалусских лошадей, выведенных в небольшом картезианском монастыре в XV веке. В начале XVII века были замечены незаурядные способности этих лошадей в высшей школе, в выездке, а также ловкость и маневренность на поле боя. В начале XIX века монахам картезианского монастыря пришлось даже спрятали часть лошадей, когда Наполеон отбирал лучших для своей кавалерии. Таким образом, породу удалось сохранилась до тех пор, пока в 1850 году ее не выкупило одно семейство из Хереса.
Под покровительством короля Испании
Опираясь на эту породу, выведенную для представлений и «школьной» верховой езды, заручившись поддержкой Венской школы, где обучались его лучшие всадники, Дон Альваро Домек быстро возвел свою Школу, изначально находившуюся на его ферме в Лос-Альбуеросе, близ Хереса, в ранг великих европейских школ. В 1975 году он получил поддержку Государства. По его просьбе, министр Информации и Туризма взял на себя сооружение манежа на 1600 мест и конюшни на 60 лошадей во дворце Рекрео дё ля Каденас, выполненном в барочном стиле, а также расходы, необходимые для функционирования Школы. Число представлений за границей росло, причем не только во Франции, но и в Латинской Америке, в Англии, в Бельгии и в Нидерландах.
Однако в 1987 году, когда Школа стала «лицом» Испании, ее основатель грозил навсегда закрыть двери Школы, если к власти придут социалисты. Консерватор Дон Альваро предпочел бы пожертвовать Школой, чем уступить ее «коммунистам». Чтобы избежать этого, король Испании взял над ней шефство и сделал Школу Королевской академией.
С тех пор оснащение Школы значительно улучшилось: сейчас в ней находится ветеринарная клиника, образовательный центр для ковалей и шорников, школа по изготовлению упряжи. Двухлетнее обучение в Школе необходимо, чтобы стать стажером, четырехлетнее – для аспирантуры, и шестилетнее – для полного овладения профессией.
В стенах Школы находится один из крупнейших музеев конного снаряжения, приобретенный в начале 80-х годов. В музее хранятся более пятидесяти карет, самые древние из которых относятся к XVIII веку. Также в музее собрана самая полная в Европе коллекция конской амуниции. Ориентируясь, главным образом, на конные спектакли, «Real Escuella del arte equestre» продолжает тянуться к народу (Школа дает представления во дворце спорта Пари-Берси, правда, всего лишь один год). Всадники дают по два спектакля в неделю с марта по октябрь и по одному спектаклю в неделю в остальное время. Спектакли проходят каждый четверг в манеже Херес дё ля Фронтера.
Национальная школа искусства верховой езды в Португалии
Небольшая, но уже великая!
Древнее искусство Пикарии (известный манеж в Португалии) имеет свой храм – это Национальная школа искусства верховой езды в Лиссабоне. Созданная в 1979 году, Школа приумножает число своих представителей как в Португалии, так и за ее пределами. Она делится знаниями и с одними из своих самых страстных поклонников – с французскими всадниками, а «школьных» лошадей породы Alter real разводят в Национальном конном заводе.
Следуя традициям Мануэля Карлоса Д’Анрада
Нет ничего удивительного в том, что Лиссабонская школа верховой езды имеет давнюю историю. Несмотря на то, что расцвет португальской выездки относится к XV веку, только в конце 1970-х годов возникла идея создания Португальской национальной школы. При поддержке последователей великого мэтра Нуно Оливейра и специалистов по разведению лошадей Школа увидела свет в 1979 году, дабы обучать и практиковаться в синтезе тавромахии (искусства боя быков) и «барочной» езды. Для этих целей в Школе используются лошади породы Alter real. Ненадолго забытая в начале прошлого века, эта порода, являющаяся символом эпохи Дона Хосе I, была вновь «открыта» в пятидесятые годы. Порода обладает явными способностями в том искусстве, ради которого она и была выведена. «Традиция верховой езды, защищаемая Португальской школой верховой езды, развивалась вместе с историей самой страны», – объясняет Кар- лос Хенрик Перейра, автор диссертации «Возникновение и возрождение верховой езды в Португалии». Например, мусульманское вторжение в Португалию во многом повлияло на искусство верховой езды, практикуемое португальскими всадниками. Они переняли даже костюмы, в которых мавры принимали участие в сражениях и конных состязаниях.
Школа стоит на службе у традиций, созданных великими всадниками XVIII века. Так, главным учителем Школы является Мануэль Карлос де Андрад, создавший «библию» португальской верховой езды. Всадники Школы, одетые и причесанные, как в эпоху Просвещения, выступают на лошадях породы королевский селль (королевская верховая), с оголовьями, украшенными гравировкой. Но ни дворца для всадников, ни роскошных денников для лошадей еще недавно не было. Первые всадники Португальской школы тренировались по вечерам в манеже конного клуба в Лиссабоне. Их лошади в то время были окружены заботой конюхов конного завода Д’Альтер. Первое официальное представление состоялось в 1981 году. И всего лишь четыре годы спустя, в 1985 году, на представлении Школы присутствовала королева Англии, а затем и президент США Рональд Рейган. В 1989 году, всадники Школы представили свою программу директору Школы в Вене, «крестному отцу» Португаль- ской школы, и австрийскому президенту, который заявил, что Австрийская школа будет в дальнейшем поддерживать «таких опасных конкурентов».
На сегодняшний день всадники и лошади обрели пристанище в парке Шато де Келюз, куда каждый может приходить по утрам, чтобы присутствовать на тренировках. Конечной целью является переезд в великолепный манеж Короля Дона Хозе в Балеме, находящийся в нескольких минутах езды на трамвае от Лиссабона, где в настоящий момент расположен музей конных экипажей.