Шоу или конкур?
В программы многих крупных турниров входят не только «классические» конкуры на чистоту и резвость или с перепрыжкой. В правилах соревнований есть множество вариантов разнообразить преодоление препятствий. Одно из самых любимых у зрителей, но все реже встречающееся соревнование – конкур на мощность прыжка. Для его организации необходимо иметь специальное препятствие – сплошную «каменную» стенку, которая может достигать в высоту двух метров и более. Всадник и лошадь, смело взмывающие над стенкой внушительных размеров, – незабываемое зрелище, и среди турниров, где его можно увидеть, – Дублинское конное шоу в августе и турнир в лондонской «Олимпии» в декабре. В прошлом году в Дублине три спортсмена смогли преодолеть препятствие высотой 2,18 м – они разделили первое место. Как правило, в первом гите высота составляет 1,70 или 1,80 м, а затем поднимается на 10–15 см. В 2011 году победителем конкура на мощность прыжка в Дублине стал немецкий спортсмен Рене Тебель на хорошо знакомом российским любителям спорта коне Матс ап ду Плессис. На этой лошади выступал Владимир Туганов, а в этом сезоне – Владимир Белецкий. Современный рекорд по прыжкам на мощность принадлежит Франке Слотаку, который в июне 1991 года преодолел 2,40 м на соревнованиях в Бельгии.
Впрочем, изобретательность организаторов не ограничивается правилами официальных соревнований по конкуру. В 2012 году Ульрих Кассельман и Пауль Шокемюлле придумали для своего ежегодного турнира нечто новое – конный биатлон! Смысл этого соревнования заключается в том, что всадник, отпрыгавший маршрут 1,45 м верхом на лошади, спешивается и делает пять выстрелов по биатлонным мишеням из лазерной винтовки. После этого спортсмен возвращается к своей лошади, которая на время стрельбы находится под присмотром грума, снова садится в седло и прыгает вторую часть маршрута, апофеозом которого является «джокер» с высотой препятствия 1,70 м. В прошлом году конкурный биатлон имел бешеный успех у зрителей, и было решено провести подобное мероприятие и в 2013 году, сделав его командным соревнованием. За победу боролись сборные Восточной и Западной Европы. Выиграла сборная Западной Европы, но в личном зачете Владимир Белецкий занял второе место.
Еще один беспроигрышный способ привлечения зрителей – костюмированные конкуры и КЮРы в выездке. Как правило, этот вид соревнований встречается на стартах национального уровня, и он приятно разнообразит спортивную программу, особенно если его участники, придумывая образ для себя и своей лошади, стараются подключить юмор и смекалку. Несколько лет назад в Москве самым популярным турниром по выездке был Весенний карнавал выездки на призы КСК «Альфарес», к которому спортсмены серьезно готовились задолго до его начала. Самые удачные выступления и профессионалы, и любители вспоминают и по сей день, так как с тех пор ничего подобного по масштабу организовать и провести так и не удалось.
Артисты конного жанра
Организаторы стараются привлечь на свои турниры не только преданных любителей конного спорта, но и зрителей, пока не являющихся знатоками всех тонкостей правил. Для них между соревнованиями проводятся шоу-программы, которые могут быть сделаны как силами профессиональных артистов конного жанра, так и любительскими коллективами.
В Европе работают множество профессиональных коллективов, гастролирующих по турнирам и конным выставкам. Среди наиболее известных – «летающий всадник» Лоренцо, демонстрирующий работу с лошадьми на свободе и прыжки через препятствия, стоя на неоседланных лошадях. Шоу Лоренцо – практически единственный из европейских конных спектаклей, который российские зрители могли увидеть вживую. Несколько лет назад Лоренцо выступал в Санкт-Петербурге на Всероссийских конных играх и в Москве на Кубке Президента по выездке.
Еще один известный коллектив – французский артист Фредерик Пиньон и его супруга Магали Дельгадо. В программах этой пары принимают участие лошади породы лузитано, которые работают как в руках, так и под седлом. Представления Пиньона и Дельгадо – это уникальное сочетание сценического искусства, тончайших связей между людьми и лошадьми, света, музыки и танца.
Огромной популярностью у зрителей пользуются представления конной труппы «Эскалибур», которую с удовольствием приглашают не только на спортивные турниры, но и на рыцарские фестивали и исторические реконструкции. Труппа базируется в Германии и специализируется на сложных конных трюках с огнем, постановке рыцарских турниров и исторических шоу.
Помимо сравнительно небольших коллективов, делающих конные шоу, в мире существует несколько конных театров, которые работают в жанре полноценных спектаклей. Наиболее известные из них – конный театр Бартабаса «Зингаро» (Франция), который со своими необычными спектаклями добрался даже до России. Несколько представлений проходили в рамках фестиваля «Золотая маска» в Москве.
В Канаде работает компания «Кавалиа», созданная одним из основателей Cirque du Soleil. Самый известный спектакль этой труппы – Cavalia, который с успехом шел по всему миру несколько лет, сейчас ему на смену пришел Odysseo. В спектаклях заняты 20 актеров и около 50 лошадей, представления проходят в специальном шатре, площадь сцены составляет 2500 квадратных метров. Конные спектакли – это единое целое, и в силу сложности сценических эффектов такие представления трудно организовать в рамках конноспортивного турнира. Тем не менее на конных выставках (например, на «Эквитане») в программу шоу включались несколько фрагментов спектакля, которые не только разнообразят программу, но и являются хорошей рекламой для полной версии представления.
«Алло, мы ищем таланты!»
Не каждый конноспортивный турнир может позволить себе пригласить профессиональных конных артистов, но при желании спортивную программу можно разнообразить оригинальными самодеятельными шоу.
В 2012 году звездами турнира Cavaliada (Варшава) стали тяжеловозы местной польской породы, которые участвовали в веселом аттракционе по перетягиванию каната. К двум лошадям за упряжь пристегивался канат, добровольцы из зала разбивались на две команды, и их целью было затормозить продвижение тяжеловоза вперед из точки А в точку Б. Побеждала та команда, тяжеловоз которой последним пересекал линию финиша. Простая идея и артистическое исполнение дало непередаваемый комический эффект.
В 2012 году на Всемирном форуме по выездке одним из самых зрелищных частей программы стало выступление Тристана Такера, выездкового спортсмена, практикующего собственные методы работы с лошадьми и приучения их к разным необычным ситуациям. Тристан пиаффировал под ковшом огромного экскаватора, которому с трудом удалось заехать в маленький манеж, а затем делал пируэт. При этом у крупа лошади стоял помощник спортсмена со включенной бензопилой. Лошадь Тристана спокойно и свободно проходила через занавес из ярких лент и позволяла полностью укрыть себя флагом.
Еще один простой, но эффективный способ разнообразить конные соревнования – это аджилити, соревнования, в которых хендлер направляет собаку через полосу препятствий. Аджилити – невероятно популярный вид спорта, и найти ближайший клуб не составляет труда. Как правило, клубы аджилити с удовольствием принимают предложение выступить перед публикой, собаки и их хозяева умеют и любят это делать. В «Олимпии» (Лондон) проходит официальный финал национальных соревнований по аджилити, но и показательные выступления, после которых все участники получают розетки, проходят с не меньшим азартом и весельем.
В категории «любительская спортивная команда» позиционируют себя и участники коллектива The Horse Man. Несколько атлетически сложенных молодых людей прочно заняли свою нишу околоконкурных юмористических развлечений. Они изобрели свой способ преодоления препятствий – без лошади. Мировой рекорд по прыжкам в высоту для мужчин составляет 2.45 м. Один из членов группы The Horse Man успешно преодолевает 1,73 м, используя стиль прыжка, похожий на «ножницы». Высота повышается постепенно, на прыгунах остается все меньше одежды, а зрители восторженно аплодируют – так выглядит выступление The Horse Man, которое обычно происходит прямо на конкурном поле, готовом к следующему соревнованию.
Помощь зала
Зрители, пришедшие на конноспортивный турнир, не прочь и сами поучаствовать в несложных развлечениях, которые помогают им почувствовать причастность к происходящему. Организаторы не ограничиваются разного рода викторинами и конкурсами с участием зрителей. Для них проводятся автограф-сессии с победителями турнира или знаменитыми спортсменами, принимающими в нем участие. На соревнованиях по драйвингу в крытом помещении, которые проводились весной прошлого года в Польше, один из спортсменов, Бартоломей Квятек, собрал несколько десятков детей из публики и пробежал с ними по маршруту соревнования под веселую музыку и аплодисменты публики. В 2002 году в Цюрихе на этапе Кубка мира по конкуру зрителям раздали значки в виде сердечек с лампочкой внутри, которые нужно было зажечь строго по сигналу организаторов. Таким образом, на церемонии финального награждения в полной темноте трибуны вспыхнули мерцающими сердцами. По многолетней традиции зрителям на Всемирном конноспортивном фестивале в Аахене раздают белые платочки, которыми они в течение нескольких минут машут с трибун во время закрытия фестиваля. Этот обычай называется «Прощание наций» и при всей своей простоте имеет большое значение для создания позитивной эмоциональной атмосферы соревнований.
Российские самородки
Организаторы российских турниров по конному спорту имеют гораздо меньший выбор готовых шоу-программ, чем их европейские коллеги. Уже не первый год подряд зрители на российских турнирах смотрят в разных сочетаниях джигитовку, костюмированные Па-де-де либо выступления пони-клубов.
Одна из последних попыток порадовать российскую публику разнообразными конными шоу случилась в 2010 году. На Кубок Президента РФ по выездке был приглашен Лоренцо, а в рамках конной выставки «Эквифорум» прошла необычная шоу-программа с участием цирковых артистов, танцевальных коллективов и лучших самодеятельных талантов. Зрителям запомнился «Пегас» с огромными крыльями за спиной, фризы в упряжи, сверкающей электрическими лампочками, дети на неоседланных пони, гаучо и ковбои, акробатические номера и работа с лошадью в руках. К сожалению, спрос на эффектные шоу-программы за последние пару лет со стороны организаторов мероприятий значительно сократился, и за развлечениями подобного рода приходится ездить на турниры и выставки в Европу.