Автор: Ольга Зибрева
Номер журнала: ЗМ №10(66)/2007
Вот это и случилось! Поплутав по ночному Хельсинки, мы, при помощи посланного нам проведением случайного русского прохожего, добрались до Хартволл арены, где проходил финал кубка Мира центрально-европейской зоны по выездке (гр. А) и конкуру. Торопимся со всех ног, ведь не соревнования – изначальная наша цель. Ровно в 20.00 начинается семинар всемирно известной Анке Ван Грюнсвен!
О семинаре
В манеже появились три всадника на лошадях в уздечках. Значит – молодые, начальный уровень подготовки. Всадницы – им под стать, юные, но сидят вышколено. В середине манежа стоит девушка, блондиночка с хвостиком, издалека кажется, что совсем юная. Глядя на огромные экраны становится ясно – это и есть сама Анке, а по фигурке и не скажешь... Рядом два человека: один – в клетчатом пиджаке, как позже выяснилось – муж Анке, другой – ведущий. Разговор в основном ведет последний, на английском. Иногда в разговор вклинивается Анке...
Основные замечания к всадникам: «Больше движения!», «Сконцентрируй внимание лошади на себе!», «Не торопись!», «Держи ритм!», «Ниже шею лошади!», «Ниже руки!»… Уровень лошадей различный. Одна так и не смогла «сконцентрироваться на всаднике», а все время отвлекалась на зрителей, чем их не мало веселила. Потом были заданы три вопроса с простыми ответами, суть которых сводилась к одному: «старайтесь и терпите, все получится».
Минут через 30 вышла вторая смена из трех лошадей – малопризные. Основные реплики тренеров: «Лошадь надо вести в два повода!», «Больше импульса!», «Добавь движения!» Потом поработали над совсем неудачными менками. В конце прозвучали два вопроса, ответом послужила панацея – «нужно двигаться»…
Третья смена – большепризные. 10 минут разминки, после чего одной паре было в аудиенции отказано, так как «не готовы», то есть, сыроваты еще, не тянут. Другие две пары отрабатывали плечо и пируэт на галопе. С пируэтом проблемы: входим на траверсе, выходим «на плече», в самом повороте зависаем. Обсудили, продвинули, выпрямили, зрителям понравилось. На этом семинар завершился...
В 22.30 собравшиеся начали расходиться. Кто – как, а мы остались в недоумении. То ли нас надули, то ли это была вводная лекция для дальнейших открытий в области секретов мастерства? В общем, хотелось еще что-нибудь услышать от мэтров, вынести с семинара какие-то полезные вещи, новые знания. А получилось, что все это мы уже слышали – и не раз, и более квалифицированно.
О соревнованиях
Во второй день вечером нас ожидал Большой приз. Двенадцать всадников: россиянки Елена Сиднева и Анна Иванова, три шведки, четверо финнов и по одному спортсмену от Голландии, Латвии и Эстонии. Угадайте, кто выиграл? Анке, во всей красе. Правда без менок в один темп, совсем не ярко, зато – Анке (70,042%). Сиднева – вторая! 68,708%. Елена вообще молодец, добилась мирового признания в выездке. Сама! Ее знают и любят иностранные судьи. Но она у нас пока одна такая.
За Еленой – шведка (65,042%), потом пара финнов, наша Иванова – всего 63,750%, хотя такие переходы пассаж-пиаффе надо еще поискать... Латышка проехала на 54,5%, хотя конь отработал очень хорошо. Финны были на редкость в ударе (64, 63, 62, 59 процентов) – дома и стены помогают.
На следующий день – КЮР для первой пятерки, для остальных – Переездка Большого приза. Здесь реванш за 57,7% и 57,0% в Большом Призе взяли шведки, заслуженно вырвавшись на первые места в Перездке, а в КЮРе картина изменилась мало. Первая – Анке на Исп Крек-92 – все так же без менок, да и сложности мало. Потом – Сиднева на Артакс Кондор-92, далее – шведка. За ней – Анна Иванова на Роял Блек Лейбл, хотя у Ани был самый сложный, интересный, энергичный и эмоциональный КЮР.
О деньгах
Удивило, что соревнования заканчивались в 23.00, а то и позже, и никто не убегал. Либо интерес к турнирам на западе гораздо больше, чем у нас, либо европейцы просто умеют считать деньги. Мол, заплатили, так посмотрим все до конца.
Абонемент на 3 дня выездки стоил 130 евро, включая семинар. Еще в программе было шоу норвежских лошадей, чемпионат молодых лошадей, малые езды (национальные) и конкуры. К слову, в конкурах призовой фонд достигал 150 000 евро за старт, а в выездке, даже на этапе Кубка Мира – все равно 1 500 евро на всех! Чему еще удивляться? Только тому, как могут существовать спортсмены если приехать и выступить стоит в 10 раз больше, чем то, что выиграешь, даже если ты занял первое место (причем во всех ездах).
О впечатлениях
По сути, все, что мы увидели в Хельсинки – это слепок с проблемы, которая в той или иной степени распространилась повсюду и процветает. Мы падки на регалии, погрязли в именах, при этом не прогрессируем и не даем расти тем, кто еще может. Есть молодые отличные лошади, но до больших езд доходят единицы, причем почти калеками, потеряв движения и естественность. Есть молодые всадники, но им не прорваться через преграду именитых соперников и остается ждать, когда последние покинут арену. Есть мастерство, но нет системы, поэтому помогает лишь талант и везение. Есть знания, но никто не раскрывает секреты в той полноте и доходчивости, которая позволит применить их на практике. Одним словом, много блеска, а на деле – «пшик»...
О главном
А судьи кто и что? Осторожны и несвободны от предрассудков, собственных и навязанных. В общем, «бить» их можно легко, только надо очень-очень много и часто выступать не стесняясь на всех соревнованиях. Правда, для этого потребуется куча денег. Но другого пути нет. Мы должны доказать, что в России есть и лошади, и всадники. И это правда – много всадников и лошадей, способных составить достойную конкуренцию европейским, только нам надо набраться смелости и наработать опыт.
Мы собственными глазами видели этот турнир и широко разрекламированный семинар самой Анке! Выводы следующие. Не убивайтесь, если у вас лошадь теряет ритм на прибавке – «у них» тоже теряет; если «бежит» в боковые – «у них» тоже «бежит», если «врет» менку – «у них» тоже «врут»; а остановку «у них» вообще никто не делает!
Ковбойские замашки Анки ван Грюнсвен
Анки Ван Грюнсвен проводила Бонфаера в последний путь