ШОУ и выводка
Шоу спортивных лошадей – формат, относительно редко практикуемый в нашей стране. Как правило, проводятся либо выводки с оценками, либо мини-представления, позволяющие неискушенным зрителям оценить внешние данные лошади или ее специфические навыки. Последние популярны для экзотических или малочисленных пород и являются эффективным инструментом их популяризации при грамотной организации всего процесса.
Иногда оргкомитет присваивает громкое название «шоу» обычной по сути выводке, в рамках которой эксперты выставляют лошадям оценки за тип, экстерьер и движения. Такой формат редко привлекает широкий круг зрителей – при попытках же организаторов представить открытые комментарии судей в процессе оценки возникает негатив со стороны коневладельцев. Редко кто бывает готов к публичной критике своего продукта, каким бы он ни был. В случае, когда комментарии отсутствуют и публикуется только оценка, аудитория еще быстрее покидает трибуны – презентация молодняка не всегда является зрелищем, способным долго удерживать внимание неспециалистов.
Оптимальный путь развития данного направления – поиск баланса между открытостью судейства и тактичностью в комментариях. Увы, не всегда удается достичь равновесия на этом непростом пути, поэтому формирования единого стандарта выводок как шоу, интересных зрителям, пока вряд ли стоит ожидать.
Зачет «Национальный костюм» в рамках шоу арабских лошадей приобретает все большую популярность (фото: Ассоциация «РОСПЛЕМКОНЗАВОД»)
ШОУ и зрелища
Однако шоу может быть ярким и красивым мероприятием, способным, с одной стороны, продемонстрировать стати и движения лошадей, а с другой – эффектно представить хозяйство, породу или группу лошадей зрителям. Сопровождаемое музыкой и светом, профессиональными комментариями и тонкой работой всадников и хендлеров, такое представление всегда привлечет внимание и позволит оценить животных и со спортивной, и с зоотехнической точек зрения. Подобное мероприятие не может быть открытым для участия всех желающих коневладельцев – необходим разумный отбор потенциальных экспонентов по качествам, демонстрируемым в рамках конкретного шоу.
Такой формат позволяет сфокусировать внимание зрителей на конкретных качествах – движениях, особенностях экстерьера (как в ситуации с шоу арабских или ахалтекинских лошадей), мастях или других ярких признаках породы.
В 2022 году, когда Кубок России лошадей чистокровной ахалтекинской породы впервые прошел на выводном кругу ВДНХ, несколько тысяч зрителей, возможно, открыли для себя новую породу лошадей (фото: Ассоциация «РОСПЛЕМКОНЗАВОД»)
Еще один любимый зрителями формат – театрализованное конное шоу. Номера в таком мини-спектакле могут опираться как на необычную породу лошади, так и на ее выдающиеся умения – чаще всего, в дрессуре. Такие номера, как правило, достаточно компактны в хронометраже, адаптируются под размеры и другие особенности площадки и достаточно мобильны – такие артисты за сезон могут побывать на всех основных площадках страны и выступать как в качестве «приправы» к спортивным соревнованиям, так и в роли хедлайнеров больших фестивалей.
ШОУ и спорт
Еще одним популярным форматом сегодня становятся шоу, призванные украсить дни больших соревнований. Особенно полюбили это решение организаторы соревнований по конкуру. Редкий день с Гран-при сегодня обходится без ярких номеров, главная задача которых – заполнение пауз между выступлениями всадников. Короткие и яркие выступления помогают удержать внимание зрителей в перерывах для перестановки маршрутов, разминки всадников, подготовки к церемонии награждения.
Но, увлекаясь новым форматом, организаторы зачастую смещают акцент внимания зрителей с «основного блюда» турнирного меню – стартов самих спортсменов. Когда на площадке в огромных паузах разыгрываются целые представления приглашенных артистов, редко имеющих отношение к конному спорту, растянутые, рассеивающие фокус внимания, публика начинает забывать о главной цели любого соревнования. Определение сильнейшего, его чествование и наблюдение за тем, как именно будет добыта заветная награда или титул – вот, в чем состоит главный смысл любого спортивного турнира.
Фрагмент программы ежегодного фестиваля «Иваново поле» – главной площадки шоу с лошадьми в России (фото: предоставлено Horseka Sport)
Шоу ради шоу всегда обречено на провал, в какую бы яркую обертку его ни заворачивали. Еще одна головная боль организаторов соревнований – церемония награждения. Зрителей крайне тяжело удержать на трибунах хотя бы до начала этого действа, а уж досидит до ее окончания редкий фанат конного спорта. И дело даже не в протокольной необходимости одарить вниманием всех спонсоров и важных гостей, либо перечис-лении всех добытых всадником наград (а часто это не только победа в конкретном соревновании, а медаль абсолютного первенства или финала этапа целой серии).
Не стоит забывать – большинство зрителей соревнований по конному спорту приходят на трибуны именно ради конного спорта. Наблюдать за гимнас-тами, барабанщицами, хоббихорсами, ростовыми куклами и другими полетами фантазий режиссера они могут в любом другом месте. Главным действующим лицом в спортивном соревновании всегда остается всадник, ставший победителем этого соревнования. Люди приходят на трибуны именно для того, чтобы разделить с ним миг его триумфа. Именно поэтому пауза между основным спортивным действием на боевом поле и получением героем награды должна быть сведена к минимуму, либо заполнена действом, не менее впечатляющим, чем выступление победителя.
Зритель в нашей стране вполне воспитанный и лояльный. Мало кто будет уходить с церемонии награждения, которая уже началась. А вот в создавшейся между выступлением и награж-дением паузе легко «улизнуть», особенно если шоу, предложенное зрителям в эти минуты, не заставляет его остаться.
Фрагмент Конного Гала-шоу в Live Arena в сентябре 2023 г. ()фото: предоставлено Horseka Sport
Шоу и благополучие лошади
Каким бы ни был формат шоу, его организаторам нельзя пренебрегать основными принципами благополучия лошади, принятых в мире спорта. Лошадь должна быть «счастливым атлетом», а в случае шоу – «счастливым артистом». Демонстрировать зрителям животных в плохих кондициях, с травмами, хромотой – совершенно неприемлемо, и к этому внимательно относится большинство оргкомитетов.
Однако есть и не столь очевидные недостатки. Увлекаясь замысловатой режиссурой своих номеров и использованием спецэффектов, артисты часто забывают о собственной подготовке. Неискушенный зритель, конечно, не придаст значения, но вот в глазах конника выступление, в рамках которого всадник не выглядит уверенно сидящим, к примеру, на учебной рыси, безусловно, потеряет половину своего обаяния.
То же самое можно сказать и о подготовке лошадей. Животные, двигающиеся не в равновесии, «обозначающие» элементы, выполняющие их откровенно халтурно, вряд ли вызовут у публики, знающей и любящей конный мир, желание посмотреть номер еще раз. А вот работа над деталями, базой, посадкой всадников и тонкостью управления лошадьми всегда вызовет у неслучайного гостя трибун уважение и желание снова насладиться зрелищем.
В этом году Гранд-манеж maxima park получил новое оснащение. Теперь здесь можно ставить номера воздушной гимнастики. Кроме того, в манеже появилось стационарная система освещения (фото: MaximaTV)
Шоу и режиссура
Больной вопрос не только конных шоу в нашей стране – отсутствие квалифицированных, при этом талантливых и инициативных режиссеров, готовых менять собственный подход к решению зрелищных задач и считаться с особенностями тех мероприятий, на которые их приглашают. В абсолютном большинстве случаев люди, ответственные за программу конных шоу, будь то спортивные, селекционные или демонстрационные мероприятия, просто собирают готовые номера участников в более-менее стройном порядке, затем добавляют с создавшиеся паузы что-то «неконное» и предлагают данный полуфабрикат заказчикам и зрителям.
Шоу, созданные как общие продуманные произведения с грамотно расставленными акцентами, драматургией, внимательным подходом к ритму и логике действа, с коррекцией работы артистов внутри номеров – как конных, так и неконных – встречается неприлично редко.
Так происходит по целому ряду объективных причин, которые в совокупности не позволяют назвать получившиеся в итоге представления полноценным шоу. Первая – большие конные шоу на площадках нашей страны режиссируют люди, не понимающие возможностей своих артистов. Взять один готовый номер, адаптировать его под возможности площадки, и поставить за другим – по такому принципу работают большинство конных шоу сегодня. Но если бы режиссеры понимали, о каких трюках, действиях, решениях, драматических точках они могут просить исполнителей – тогда шоу можно было бы превратить в общую стройную концепцию, поступательно подводящую зрителей к основной части – будь то перепрыжка Гран-при, Кюр Большого приза, либо просто самый эффектный и сложный номер программы.
(фото: MaximaTV)
Увы, хороший режиссер конных шоу – профессия, которой нельзя научиться. К ней можно только прийти, овладев сначала профессиональными навыками режиссуры и сценарного мастерства, а затем (или до этого) достаточно глубоко погрузившись в особенности конных дисциплин, их правила, требования к площадкам, на которых выступают лошади, и возможности людей, работающих с ними.
К компетенции режиссера относится и грамотно составленный тайминг мероприятий, ритм внутри действа и адаптированность шоу к восприятию всеми категориями зрителей. Где можно ослабить внимание зрителя, когда и чем необходимо приковать его взгляд к арене, как повысить интерес и заставить отказаться от идеи хотя бы на минуту покинуть трибуны… Именно эти задачи должен решать режиссер, но не в одиночку, а только в тандеме с организаторами спортивной или племенной части шоу и артистами, представляющими развлекательные номера.
Это замечание касается и работы ведущих, являющихся не менее редким «зверем» на просторах конных развлекательных программ. Умение вовремя заговорить и промолчать, харизма, грамотно поставленная речь, желание и умение взаимодействовать со зрителями, чувство времени, знание специфических терминов и уважение к артистам, спортсменам, заводчикам лошадей – всем тем, кто составляет основную зрелищную часть мероприятия – именно таких качеств от ведущего требует конное шоу.
Герои знаменитого номера «Валькирии» из команды клуба «Храброво» (фото: Ассоциация «РОСПЛЕМКОНЗАВОД»)
Так какие шоу нам нужны?
В заключение хотелось бы выделить несколько ключевых моментов, характеризующих действительно классное шоу, а также отметить аспекты, которые могут сделать представление не интересным для зрителей. Итак, вот главные признаки того и другого:
ХОРОШЕЕ ШОУ
Имеет адекватный жесткий тайминг, минимум пауз (а лучше вообще без них) между активностями;
Номера адаптированы под идеи или повод – праздник, турнир, мероприятие;
Между номерами, выступ-лениями, в паузах преду-смотрена логическая связка, канва, объединяющая все мероприятие;
Профессиональные артисты, с выгодной стороны представляющие конную индустрию.
Модный показ MANIC Fashion horse show в рамках выставки «Конная Россия 2023» (фото: Ассоциация «РОСПЛЕМКОНЗАВОД»)
ПЛОХОЕ ШОУ
Растянутый тайминг, длинные однообразные номера;
Не связанные между собой активности, разноформатность, отсутствие общей концепции всего дня (мероприятия);
Отсутствие комментариев для зрителей (от представления артистов, до пояснения формата);
Однообразные повторяющиеся номера, непрофессиональные артисты, лошади в плохой кондиции.