Номер журнала: GM №1(221)2024
Фото: Иллюстрация: Валерия БЕЛЯЕВА
Анна Веселкова –
детский, подростковый и семейный психолог
Проблемы ребенка
Как мотивировать ребенка, если он чего-то не хочет? Это вполне универсальная проблема, возникающая в той или иной форме почти в каждой семье. Всегда важно помнить конечную цель: в первую очередь, мы, конечно, хотим, чтобы ребенок научился выбирать себе цель, идти к ней и достигать ее, чтобы во взрослом возрасте он уже четко умел это делать. Если мы сами когда-то занимались своей мотивацией, то уже примерно представляем, из каких шагов она состоит. Исходя из этого, мы можем не просто заставлять ребенка что-то делать, а спрашивать: «Чего ты хочешь?», «Какие у тебя цели?», «Какие действия ты будешь совершать для этого?». Так у него более конкретно и подробно формируется эта логическая структура, и в будущем он сможет на нее опираться.
В принципе, не хотеть чего-то – это нормально. Если мы говорим про конкретную историю, где ребенок пошел заниматься конным спортом, а потом передумал, то важно разобраться, что произошло. Возможно, случился конфликт с тренером, возможно, если говорим про девочку, у нее началась менструация и появился дискомфорт. Может быть, в каком-то сериале (или в классе) кто-то сказал, что на лошадях ездят только неудачники, и девочка теперь сильно переживает по этому поводу. Подростки очень чутки к внешней оценке в таком возрасте, поэтому любая брошенная вскользь или в шутку фраза может очень сильно их задеть. В идеале к такому возрасту у нас с ребенком должен быть построен доверительный диалог, поэтому, когда он говорит, что больше не хочет заниматься конным спортом, на наш вопрос «почему?» он честно отвечает. И тогда мы понимаем, что эта история вообще не про мотивацию или лошадей, и будем разбираться с настоящими причинами.
Что делать, если ребенок перепробовал кучу разных занятий, но нигде не задержался и ничего не добился? Вспоминаем, что мотивация растет по определенной структуре. Нам бы, по-хорошему, сначала научить ребенка находить то, что ему нравится, а потом уже достигать чего-то в этом деле. Достигать того, что не нравится – не полезный навык, рано или поздно от этого взрываешься. Да, в жизни много чего есть неприятного, но его должно быть меньше, чем приятного, иначе зачем так жить.
Иногда хобби – это единственная сфера жизни, в которой ребенок может что-то самостоятельно выбирать, и это классно. В школе надо учиться по определенной программе, дома нужно следовать правилам и поддерживать порядок. Где же тогда проявить свою спонтанность? В хобби можно буянить и проявлять исследовательский интерес.
Проблемы родителя
Как разграничить, где Я хочу, чтобы ребенок занимался, а где – ОН хочет. Это большой путь к развитию собственной рефлексии, осознанности и определению себя, своих проекций, стереотипов. Всем этим занимается психотерапия. Здесь важно прислушиваться к себе по максимуму. Не только в вопросе лошадей и ребенка, а вообще: кто я, чего я хочу, что происходит с моим телом и чувствами прямо сейчас. Можно развивать эту чувствительность к себе, потому что тогда становится понятнее, где мое желание, а где не мое. Разобравшись в себе, можно порассуждать: я хочу, чтобы мой ребенок делал это, чтобы… что? Какая моя цель в этом? Может быть, я не чувствую себя хорошим родителем, когда мой ребенок чего-то не достигает. Может быть, меня похвалит моя мама, что я, в свою очередь, отличная мать. Может быть, в журнале напишут, что я родитель такого восхитительного ребенка, и все эти достижения – благодаря мне. Может, он заработает кучу денег, и я ни в чем не буду нуждаться в старости. В себе может быть много очень интересных подковырок, а мотивация ребенка и лошади тут вообще ни при чем.
Всегда интересно покопаться, а что происходило со мной в детстве. Как реагировали на меня, когда я чего-то хотел или не хотел, когда у меня что-то получалось или не получалось. Как меня поддерживали в этих моментах. Эти проблемы из детства мы часто переносим на своих детей. Одни ситуации с детьми нас не цепляют, а другие цепляют. И вот цепляет только то, что болит у меня, потому что это – яркая эмоция. Что за эмоция, где я ее испытывал раньше, про что она была? И тогда этот вопрос уже относится не к ребенку, а к моим «тараканам» из детства. Возможно, придется обговорить это со своими родителями, поплакать об этом, потому что тогда было горько и обидно, что никто не принимал. Но это не значит, что со своим ребенком сейчас нужно делать то же самое.
Даже если вы хотите мотивировать ребенка тем, что он будет счастлив благодаря конному спорту, то стоит держать в голове, что счастье ребенка достигается и другими способами тоже.