Стрелецкое прошлое
Терская порода лошадей произошла от так называемой «стрелецкой», начало которой, в свою очередь, положили орловские рысистые кобылы, покрытые арабскими жеребцами. Еще в XIX веке предшественников «терцев» разводили на Стрелецком конном заводе в Луганской области, поставлявшем лошадей для легкой кавалерии. Такие кони были быстрыми, выносливыми, легкими и нарядными; стрелецкая же лошадь, унаследовавшая выдающуюся резвость от орловских кобыл и изящную голову с щучьим профилем – от арабских жеребцов, полностью соответствовала всем вышеперечисленным критериям. Считается, что наибольший вклад внесли арабские жеребцы Бегри Бегрейн и Обеян Серебряный, также в родословных упоминаются датские, немецкие и чистокровные верховые жеребцы, однако особо значимой роли в становлении породы они не сыграли.
Лошади стрелецкой породы успешно использовались для несения военной службы. Они были неприхотливы в еде и условиях содержания, плодовиты, обладали высокой продолжительностью жизни и отличались крепким и гармоничным телосложением. Особенно их ценил командующий состав – за статность, красоту и грацию. Однако Гражданская война положила конец существованию стрелецкой породы. Практически все поголовье было потеряно в боях в Луганской области: часть лошадей погибла в боях под бойцами красной и белой армии, еще часть – пала от голода, и лишь небольшое число животных покинуло страну вместе с иммигрировавшей буржуазией. И все же, несмотря на тяготы войны, Стрелецкий конный завод уцелел, и в 1922 году для него началась новая эпоха, когда туда привезли лошадей с одесского ипподрома. С этого момента завод приобрел чистокровное верховое направление, и эта порода разводится в его стенах до сих пор. Кроме того, там сейчас занимаются племенным разведением айрширских коров, асканийских овец и белых полтавских свиней, которые пользуются не меньшим спросом, чем лошади.
Как рождалось «серебро»
В 1925 году два уцелевших жеребца стрелецкой породы, Цилиндр и Ценитель, и несколько чистопородных кобыл-маток по приказу маршала Буденного были отправлены на Терский конный завод в Ставропольском крае – восстанавливать практически утраченную породу. Однако имевшегося поголовья оказалось недостаточно, а потому перед советскими коннозаводчиками встала новая задача: вывести породу лошадей, близкую по своим характеристикам и экстерьеру к утраченной стрелецкой породе. Так в 1948 году, после кропотливой селекционной работы, была официально зарегистрирована терская порода лошадей.
Существует версия, что приказ о создании данной породы отдал лично И.В.Сталин, и это были первые русские лошади, выведенные специально для войны. От такой лошади требовались незаурядный интеллект и устойчивая психика, резвость и умение быстро восстанавливаться после длительных марш-бросков. Она должна была отличаться бесстрашием в бою, покорностью всаднику и, конечно, нарядностью и изяществом, поскольку предназначалась для высшего командного состава, и ей предстояло появляться на парадах и других торжественных мероприятиях.
Чтобы избежать последствий близкородственного скрещивания, использовались арабские, липпицианские, донские и кабардинские кобылы. От донской породы терские лошади унаследовали рослость, от кабардинской – поджарость, сухость и крепость конституции. Кроме уцелевших стрелецких Цилиндра и Ценителя коннозаводчики подобрали чистокровных и высококровных арабских жеребцов, призванных «освежить» кровь – Кохейлана IV, Кохейлана V и Ардагана. Несколько позднее к ним добавились жеребцы Насим, Иркутск и Марош. История становления терской породы имеет свои взлеты и падения, однако сейчас эти лошади вполне могут конкурировать с другими спортивными породами как у нас в стране, так и за рубежом.
В настоящее время в породе существует четыре мужских линии: Мароша, Цильвана, Ценителя II и Циана.
Линия Мароша. Высококровный арабский жеребец Марош (от Фетиша и Дравы), рожденный на Яновском конном заводе в Польше и вывезенный в СССР в 1939 году, обладал ярко выраженным восточным типом и оставил в терской породе значительный след. Он продуцировал в Терском и Ставропольском конных заводах и образовал новую линию, наиболее ярким представителем которой стал жеребец Сластен, давший 18 маток и 5 отличных жеребцов. Что интересно, у самого Сластена была слишком «мягкая спина», однако его детям этот порок не передался.
Линия Цильвана. Серый жеребец Цильван (от Цилиндра и Вакханки), работавший в Терском конном заводе, отличался легким телосложением и исключительно правильным экстерьером.
Изначально линия развивалась через его сыновей – Цейлона II, Центрика и других, однако в итоге наиболее жизнеспособной оказалась ветвь Циклоида. Сейчас в производящий состав породы входит 29 кобыл и 3 жеребца-производителя: Терец, Таран и Талант.
Примечательный своим восточным типом Терец проявляет отличные способности в дрессуре, однако обладает очень сложным характером и высокой нервозностью, из-за чего используется в племенной работе весьма ограниченно. Жеребец Таран, так же обладающий ярко выраженной породностью, показал себя хорошим ипподромным бойцом, выиграв практически все традиционные призы.
Линия Ценителя II. Ценитель II (от Ценителя I и Цукки) обладал достаточно простым телосложением и имел хорошую линию верха. Его линия представлена жеребцами-производителями Цецаром 59, Циклотороном и Цейтнотом 40, который наиболее широко используется в породе. Все трое отличаются ярко выраженной породностью, энергичностью и добронравностью и дают потомство высокого качества.
Линия Циана. Циан (от Цилиндра и Артемиды), работавший в Терском конном заводе, тоже имел правильное гармоничное телосложение. Его линия развивается через его сына Цикла, чьи внуки и правнуки – тридцать кобыл и три жеребца, Цитр 36, Цесар и Оркестр – вошли в производящий состав терской породы. Цитр 36 отличается высокой работоспособностью: он скакал с 2-х до 4-х лет и одержал победы в призах Элиты, СССР и Дружбы народов, также занял второе место в Большом Пятигорском призе и третье место – в призах Сравнения и Комитета по физической культуре и спорту.
Современные терские лошади подразделяются на три внутрипородных типа: основной, восточный или легкий, и густой. Представители основного типа отличаются средней величины головой с прямым профилем, длинной шеей с высоким поставом, средней длины спиной с широкой прочной поясницей и широким, умеренно спущенным крупом. Терские лошади легкого типа внешне схожи с арабской породой: у них сухая голова со щучьим профилем, легкая шея, мягкая спина и сухие ноги. Лошади густого типа куда менее нарядны и отличаются более крупным ростом и удлиненным туловищем. Поскольку в других племенных хозяйствах целенаправленная селекционная работа не велась, представителей всех трех типов можно встретить только в Ставропольском конном заводе, где сосредоточено ядро породы.
Знаменитые терские лошади
Терская порода дала ряд выдающихся спортивных лошадей, прославившихся не только на территории СССР, но и за его пределами. Так, например, жеребец Цецар под седлом Николая Ситько принял участие в Олимпиаде в Финляндии в 1952 году, а жеребец Цхети в паре с Валерием Волковым взял золото в командном зачете в троеборье на Олимпиаде в Мюнхене в 1972 году. Тракено-терский жеребец Эдинбург, заезженный Иваном Кизимовым, во времена Перестройки был продан в Финляндию Кире Керклунд, под седлом которой потом занял пятое место в Большом призе на Олимпийских играх в Барселоне, и четвертое – на чемпионате мира по выездке, после чего еще долго и успешно использовался как производитель. Жеребец Эрцен стал победителем Кладрубского стипль-чеза в 1985 году, а кобыла Ципа, рожденная на Ставропольском конном заводе и проданная в ФРГ в 1979 году, была признана одной из лучших пробежных лошадей и стала чемпионкой мира на дистанциях 140 и 205 км. Нашлось место терским лошадям и в цирке: жеребец Буян долгие годы работал в разных жанрах, от выездки до джигитовки, в составе труппы народного артиста РСФСР Алибека Кантемирова и стал настоящей знаменитостью и любимцем публики.
В последние пятнадцать лет среди представителей терской породы не было зарегистрировано выдающихся спортивных результатов. Тем не менее говорить о снижении уровня работоспособности породы не приходится: сравнение рекордов резвости терских и арабских лошадей говорит о том, что на некоторых дистанциях резвее именно первые. В классических видах конного спорта работоспособность терских лошадей тоже не стоит на месте.
Состояние породы на сегодняшний день
Племенные испытания терского молодняка проводились на пятигорском ипподроме практически с момента образования породы. Вместе с терцами испытывались и молодые лошади других пород с племенных ферм совхозов и колхозов Ставропольского края. Однако к восьмидесятым годам XX века из-за увеличения поголовья арабской породы пятигорский ипподром перестал принимать племенные испытания у терских лошадей, и те стали кочевать по всей стране. Какое-то время терцы еще скакали на ипподромах в Ростове, Краснодаре, Тбилиси и Нальчике, однако со временем, несмотря на результаты, испытания прекратились и там.
К тому моменту все племенные фермы в Ставропольском крае прекратили свое существование, осталась лишь ферма при Терском конном заводе, который продолжал испытания молодняка на заводском кругу на своей территории еще около десяти лет. К началу 2000-х на базе ТОО «Восход» в Ставропольском крае сформировали новое племенное хозяйство, закупив на Терском конном заводе 5-х жеребцов-производителей и около 20-ти чистопородных маток. Такая небольшая «дочерняя» база должна была стать хорошим стартом для племенной фермы по разведению терских лошадей, но существенно улучшить положение породы так и не удалось – на сегодняшний день она вновь находится на грани исчезновения.
По данным ВНИИК, за последние 15 лет объем племенного ядра практически не изменился. Основной его состав находится на Ставропольском конном заводе и на 2017 год составляет 120 чистопородных терских кобыл. Кроме того, в племенной работе принимают участие англо-терские и тракено-терские помеси, а также лошади с различной долей кровности таких венгерских пород, как кишбер и нониус, которые рассматриваются, как фонд освоения терской породы и насчитывают порядка ста кобыл.
На сегодняшний день разведением терской породы лошадей занимаются только два крупных племенных хозяйства: Ставропольский конный завод и племенной завод «Серая Лошадь» в Нижегородской области, причем последний разводит еще и орловских рысаков. Прочие же хозяйства, расположенные, в основном, в Ставропольском и Краснодарском краях, занимаются промышленным скрещиванием и выращивают лошадей для широкого использования в конном спорте. Поголовье маток в таких хозяйствах составляет 15-20 голов.
Помощь энтузиастов
Многие ведущие мировые державы ценят свое народное достояние, к которому можно отнести и национальные породы лошадей. Национальное коневодство там поддерживается на государственном уровне с помощью различных дотаций и налоговых льгот. В России этого нет. Ни в одной отечественной породе нет достаточного количества маток, необходимого для целенаправленной селекции. О качественном расширении воспроизводства говорить и вовсе не приходится. И это при том, что количество спортсменов и турниров у нас в стране в последние годы растет, а значит и спрос на спортивную лошадь тоже есть.
В силу особенностей своей конституции, терским лошадям довольно сложно конкурировать в троеборье на высшем уровне с представителями более крупных и мощных пород, однако они будут незаменимы в детском и любительском спорте. Европейские спортсмены начинали покорять свои первые турниры верхом на пони, однако в нашей стране детский пони-спорт развит слабо. Из пород пони, представленных в России, наиболее широко разводится шетлендская, ориентированная, в основном, на малышей. Некоторые хозяйства также предлагают уэльских пони и немецких райтпони, однако их количество все еще сравнительно невелико. В итоге, приходя в конный спорт, дети часто вынуждены либо сразу садиться на большую лошадь, либо приобретать пони за рубежом. А ведь терская лошадь, будучи по натуре своей добронравной и невозмутимой и обладая правильными аллюрами, могла бы с легкостью составить достойную конкуренцию спортивным пони.
К счастью, в последнее время отечественные заводчики стали бороться за покупателя. Сначала начали работу по продвижению «золота донских степей» энтузиасты буденовской и донской пород, тоже находящихся на грани исчезновения. Сейчас к ним подтянулись и любители «серебра Ставрополья». Не так давно был запущен интересный проект под названием «Терец», направленный на популяризацию терских лошадей. «Мы – 6 энтузиастов, которые хотят, чтобы терская лошадь заняла свое заслуженное место универсальной частной лошади для любителя, – говорят сами о себе его участники. – Мы организовываем мероприятия для того, чтобы как можно больше конников-любителей узнали о том, какая замечательная, незаслуженно обделенная вниманием, порода находится у нас под боком». За последние полгода деятельность участников проекта неоднократно освещалась популярными конными СМИ. Особенно ярко запомнилась открывшая выставку «Конная Россия-2017» в Maxima Stables презентация породы, состоявшая из четырех частей: информационно-вступительной, в ходе которой зрители познакомились с историей становления породы и увидели фотографии самых ярких и значимых ее представителей; племенной выводки; показательных выступлений участников и награждения победителей. Всего в презентации приняло участие десять терских лошадей из разных уголков нашей страны. В ходе показательных выступлений была наглядно продемонстрирована универсальность терской породы: в программу вошли элементы вестерна, цирковые трюки, элементы классической выездки и конкур.
Еще одной победой проекта «Терец» стало их участие в международной конной выставке «ЭКВИРОС», прошедшей в Москве 26-29 октября. Стенд с рекламной продукцией проекта украшал выставку в течение всех 4-х дней. Так же в рамках выставки был проведен круглый стол «Сохранение и развитие терской породы».
Хочется верить, что «серебро» России будет восстановлено, и в скором времени терская лошадь укрепит свои позиции в любительском конном спорте. Терцы умны, спокойны, адекватны и подойдут под всадника любого уровня подготовки. Они могут быть использованы и в конном прокате, и в любительском спорте, одинаково хорошо проявляя себя и в выездке, и конкуре, и в вестерне, и даже в драйвинге. Ведь поддержание собственного коннозаводства – это ключ к развитию и массовости конного спорта в стране, а именно этого мы и добиваемся.