Автор: Юлия Серкова
Даже самый азартный игрок не рискнул бы поставить против не так давно вышедшего сериала «Фарт», повествующего о мире скачек и людей, с ним связанных - владельцев лошадей, жокеев и участников тотализатора. После громкого успеха предыдущего творения Дэвида Милча «Дедвуд» и провала «Джона из Цинциннати» «Фарт» стал заслуженным возвращением продюсера и сценариста в теплые объятия критиков и зрителей.
Код безопасности
Исполнительный продюсер сериала «Фарт» Дэвид Милч влюбился в скачки с детства, когда отец привел его на ипподром. «Отец начал водить меня на скачки в Саратогу лет в пять или шесть, и эти детские воспоминания остались со мной навсегда». Милч утверждает, что мечтал снять фильм о скачках на протяжении двадцати пяти лет, и наконец эта мечта осуществилась. Сериал изобилует захватывающими, великолепными сценами скачек и интригующе странными персонажами, появления которых нужно дождаться, запасшись терпением. Девять эпизодов сериала, возможно, в какой-то мере даже скучны и настолько насыщены профессиональным жаргоном, традициями и ритуалами скакового мира, что кому-то будет нелегко досмотреть сезон до конца, где повествование наконец набирает обороты. Таким образом, первые несколько эпизодов сериала можно сравнить с капча-кодами[1], которые многие интернет-компании устанавливают на своих сайтах, чтобы предупредить спам. В недрах «Фарта» спрятана увлекательная история, и истинная удача – ее найти.
Тройка, семерка, туз
«Фарт» был задуман как сотрудничество одного из самых перспективных тандемов во все времена: тонкий, эксцентричный сценарий Милча в сочетании с ярким и талантливым стилем продюсирования Майкла Манна. Кастинг так же оказался на высоте: в сериале снялись такие актеры, как Майкл Гэмбон и Джоан Аллен, не говоря уже о Дастине Хоффмане, и менее известные, но не менее талантливые актеры второго плана.
Дастин Хоффман играет нечистого на руку дельца Честера Бернштейна по кличке «Туз», который только что был освобожден из тюрьмы и намерен вернуться в мир игорного бизнеса. Его «правая рука» Гас (Деннис Фарина), благодаря крупному выигрышу в казино, становится владельцем скаковой лошади стоимостью 2 млн. долларов, хотя на деле конь принадлежит «Тузу». По замыслам афериста, лошадь является первым шагом в сложной схеме организации казино на ипподроме Санта Анита в Южной Калифорнии.
Пойми меня
Санта Анита является одним из самых привлекательных ипподромов в стране, но в сериале он полон сомнительных личностей - жокеев, тренеров, игроков и владельцев, которые далеки от ослепительного солнечного света и ухоженных газонов. Ник Нолти играет Уолтера Смита - мрачного, сурового тренера, а ныне коневладельца, лошадь которого обладает скрытым потенциалом, а ее происхождение омрачено скандалом. Лошадь «Туза», ирландская чистокровная, находится на попечении угрюмого перуанского тренера Туро Эскаланте (Джон Ортис), который отдает короткие указания с сильным акцентом, но на самом деле, изъясняется не более непонятно, чем большинство других персонажей, бормочущих загадочные обрывки фраз. Компанию дополняют четверо ярых болельщиков скачек, которые объединяют усилия, пытаясь сорвать большой куш.
Тайны за семью печатями
Сериал, без сомнения, снят великолепно, и камера прекрасно отражает напряженное волнение лошадей в стартовых боксах в ожидании звонка. Одна скачка в четвертом эпизоде не похожа на другие: она является лирической и завораживающей – замедленное движение лошади, глаза жокея, наполненные слезами, болельщики, замершие на трибунах в немом остолбенении – удивительно точный штрих, присущий стилю Мартина Скорсезе. При этом «Фарт» страдает от завышенных ожиданий и определенного снобизма. Погоня создателей сериала за достоверностью встает на пути захватывающего повествования. Одной из причин всех этих мистификаций может быть то, что, на самом деле, помимо триумфов и драм, в мире скачек не так уж много настоящих тайн. Проблемы оказываются не такими неразрешимыми, а персонажам, которые говорят загадками, на деле нечего сказать.
Джек-пот, Джерри
В истории присутствуют и несколько женщин - Джилл Хеннесси играет внешне жесткого, но мягкого в душе ветеринара, г-жа Аллен работает на ранчо для лошадей, отправившихся на заслуженный отдых. Тем не менее, много романтики (может быть, к лучшему) в сериале вы не найдете. Одно свидание происходит на переднем сиденье автомобиля на стоянке перед казино, и после счастливого разрешения ситуации, женщина лишь томно вздыхает со словами «Джек-пот, Джерри». Истинная любовь здесь - прерогатива мужчин, в особенности «Туза» и Гаса. Их дружба является одной из лучших линий «Фарта». По сути, главным в сериале являются не азартные игры, а то горькое одиночество, которое связывает двух мужчин, расцвет сил которых остался далеко в прошлом. Именно поэтому критики и зрители так высоко оценили эту работу Дэвида Милча и Майкла Манна.
Любитель или специалист?
До съемок в «Фарте» Дастин Хоффман уже имел опыт верховой езды – ему пришлось научиться ездить верхом для «Маленького большого человека», однако он признавался, что это все равно давалось ему нелегко. По словам актера, у него короткий шаг (читай – короткие ноги, прим. автора), что мешало нормальной посадке, нога никак не ложилась правильно. После каждой сцены его снимали с лошади и укладывали в ванну с солью из-за сильных болей в мышцах. О мире скачек Хоффман так же знал мало – ему пришлось учиться всему в процессе, но специалистом в этом деле, по его словам, он так и не стал.
Нефарт для «Фарта»
Для работы в «Фарте» были задействованы пятьдесят лошадей, которых тренировали прямо на ипподроме Санта Анита. Скаковыми были лишь двое, но остальные приспособились к своей новой роли достаточно легко. К ужасу создателей сериала, на съемках первого сезона две лошади получили травмы, и их пришлось усыпить, что немедленно повлекло за собой протесты со стороны Американской Гуманной Ассоциации, защищающей животных. Организация потребовала ввести новые протоколы безопасности, но, несмотря на все усилия продюсеров, на съемках второго эпизода второго сезона погибла еще одна лошадь – конь встал на дыбы и опрокинулся, ударившись головой о землю. Животное также пришлось усыпить, а Ассоциация потребовала полностью отказаться от съемок с участием лошадей. Исполнительные продюсеры поначалу было согласились, но потом поняли, что скачки без лошадей, что машина без колес, и решили закрыть сериал. В сообщении прессе они заявили, что уровень безопасности и защиты лошадей был очень высок, но на съемках все равно происходили несчастные случаи, и никто не мог гарантировать, повторится ли это снова.
Хочу еще!
В целом, «Фарт» получился интересным, противоречивым и, к сожалению, коротким. Однако если вы любитель лошадей, посмотреть его, в любом случае, стоит. Невероятно талантливая игра актеров, замысловатый сюжет и неторопливое развитие событий заставляют вас делать одно – хотеть продолжения.