Федулова Виктория. Искусство конного репортажа

Известные люди: Федулова Виктория. Искусство конного репортажа

Автор: Егор МЕЛЕНТЬЕВ
Номер журнала: GM №3(223)2024
Фото: Виктория ФЕДУЛОВА

Если репортажные фотографии передают информацию, это фото хорошего автора. Если они передают эмоции, это фото талантливого автора. А если репортажные фото превращаются в художественные произведения, значит их автор – Виктория Федулова. От конного поло до чемпионата русских троек, от скачек до породных рингов и конных шоу – мало у кого есть такая коллекция разновидностей конных событий, как у нее. Но что бы она ни снимала, в результате обязательно окажутся кадры, каждый из которых расскажет свою историю – причем поинтереснее, чем любой пресс-релиз.

Как в твоей жизни появилась живопись в частности и искусство вообще?
 
Я рисую с детства, сколько себя помню. Года в четыре родители отдали меня в кружок изобразительного искусства при ГМИИ им. А. С. Пушкина, где я провела несколько лет до поступления в художественную школу. Обычно мы занимались в мастерских в служебных помещениях музея и выполняли разные творческие задания, но в том числе посещали разные залы постоянной экспозиции и различные временные выставки, где нашей группе сначала читали лекцию, а потом мы делали зарисовки с натуры.
 
Ты стремилась стать профессиональным (конным) фотографом или «так сложилось»?
 
Я не стремилась стать не то что конным фотографом, а даже просто фотографом. Скорее, так сложилось случайно. Я носила свой первый Canon, который мне на день рождения подарили родители, с собой абсолютно везде: в школу, на конюшню, на экскурсии, – и снимала все вокруг, в том числе лошадей, когда приходила на занятия по верховой езде. В то время было популярно вести дневники на конном форуме, вот часть фотографий с конюшни шла туда, как иллюстрации. Мой первый тренер, Екатерина Кузнецова, держала свой конный клуб и занималась разведением лошадей. Она очень много рассказывала мне об экстерьере, фазах движения, как снимать выездку, конкур. Постепенно и другие люди стали просить поснимать их лошадей. Так все и продолжается до сих пор.
 
Расскажи немного о специфике репортажного жанра.
 
В репортаже фотограф не является участником процесса, он наблюдатель. Ты со стороны смотришь за происходящим, не вмешиваясь, и стараешься запечатлеть самые важные моменты и яркие эмоции. Также эта работа напрямую сопряжена с необходимостью посещать самые разные мероприятия, в том числе в командировках. И даже спустя столько лет все равно встречаешь новых людей, лошадей, места, узнаешь что-то новое.
 
Виктория ФЕДУЛОВА в компании лузитано Quefito. Португалия (фото: April Hughes)
 
Ремесло и творчество. Как эти понятия соотносятся в твоей работе?
 
Наверное, 50 на 50. Обычно фоторепортаж делается для какого-либо издания или организации по техническому заданию, которое иногда под-разумевает под собой некоторые ограничения. Например, не всегда заказчик хочет видеть черно-белые кадры, фотографии, сделанные с проводкой или необычным кадрированием. Тем не менее, это все равно не мешает экспериментировать, пробовать что-то новое, используя более творческий подход, оживляя тем самым репортаж и делая его интереснее.
 
Чье творчество тебя вдохновляет?
 
Если говорить об анималистах, то один из самых запоминающихся авторов – художник-баталист Николай Самокиш. Лошади в его работах стремительны и изображены в необычных ракурсах и фазах движения. Учителя по фотографии у меня как такового не было, многие вещи мне раскрыла тренер, а также большую часть знаний по композиции, свету, цвету я получила через художественное образование (МПГУ им. Ленина, художественно-графический факультет – прим. ред.).
 
На данный момент больше всего вдохновляет видение Алексея Корзова, он специализируется на портретной и лайфстайл съемке, и Константина Чалабова, много лет создававшего фоторепортажи для крупнейших новостных агентств. В нашей сфере всегда есть риск «застрять» в единообразных мотивах и стереотипах, а просмотр работ авторов других жанров позволяет вдохнуть «глоток свежего воздуха» в свое творчество, увидеть необычный взгляд, кадрирование, ракурс, работу с цветом и светом и другие технические приемы.