Мама, папа, я
История Валегро началась в Нидерландах, в конюшне Мартье и Джупа Хансе. Прабабкой знаменитого ныне чемпиона была кобыла Пти Флер от Фраппанта ростом всего лишь 160 см в холке. «Пти Флер отличалась горячим нравом, и не все могли с ней совладать, – вспоминает Хансе. – У нее был хороший прыжок, но из-за темперамента она не очень-то годилась для спортивной карьеры». Первый же ее жеребенок, кобылка Вейдифлер, была очень красивой и обладала прекрасной конституцией, поэтому заводчики оставили ее для дальнейшего разведения. Вейдифлер родила восьмерых жеребят, среди которых была и мать Валегро, Мейфлер, от Гершвина. «Когда появилась Мейфлер, мы продали наш бизнес и оставили только три конюшни, поэтому количество лошадей сократилось. В конце концов мы вывели из разведения и Вейдифлер, но оставили ее у себя, потому что она была отличной верховой лошадью. Она умерла, когда ей было 26», – рассказывает Джуп Хансе. Мейфлер выросла в крупную кобылу около 170 см в холке. Когда ее покрыли Негро, к тому времени уже весьма зарекомендовавшим себя производителем, заводчики пообещали владельцу жеребца Гершьяну ван Олсту, что, если родится жеребчик, они продадут его ему. Так и случилось: «Когда в начале июля 2002 года родился Ванкьюэр Флер (Именно так, согласно правилам студбука KWPN, был назван при рождении жеребчик. – Прим. ред.) и мы впервые вывели его в леваду, он сразу же показал себя очень хорошо, и Гершьян купил его без колебаний», – вспоминает Джуп.
Забегая вперед, скажем, что спустя 11 лет супруги Хансе были удостоены высшей награды для заводчиков спортивной лошади.
В 2013 году на специальной церемонии в Дохе (Катар) супругов Хансе признали лучшими заводчиками года согласно рейтингу по выездке WBFSH, а еще через год в Женеве они вновь стали обладателями этого титула. Но, как говорится, каждому свое. Мартье и Джуп Хансе решили больше не заниматься разведением лошадей, хотя у них осталась мать Валегро и одна из ее дочерей. «Мы живем в прекрасном месте, и нам просто нравится прогуливаться верхом в лесу или по пляжу, – рассказывает Джуп. – Моя жена ездит на Мейфлер, а я – на Эмфлер». Это странное решение – первая неразрешенная загадка Валегро.
«гадкий утенок»
Впрочем, в 2-летнем возрасте никто не пророчил Валегро головокружительной спортивной карьеры. Гершьян ван Олст приобрел молодого жеребчика, намереваясь выставить его на шоу жеребцов KWPN. Сейчас это звучит удивительно, но Валегро исключили уже в первом отборочном раунде! В то время среди зрителей был Карл Хестер, которому сын Негро понравился, и он его купил, несмотря на неудачу в шоу. Валегро начал работать под седлом спорт-смена в Англии в возрасте трех с половиной лет. Хестер, однако, полагал, что конь ему маловат, и собирался было продать его девушке, которой он больше подходил по росту, но сделка не состоялась. Вообще, Хестер далеко не сразу в полной мере оценил потенциал этой лошади ни в спортивном, ни в племенном отношении, поэтому без особых колебаний принял решение о кастрации Валегро. Интересно, сколько раз в своей жизни он уже пожалел об этом?
Звездный потенциал
Однако постепенно спортивные данные этой лошади стали раскрываться все больше и больше. Для начала под седлом Хестера, среди других соревнований, Валегро выиграл чемпионат для четырехлеток в Великобритании. Год спустя он одержал победу в турнире для 5-летних лошадей под другим всадником; и еще через год он снова оказался первым в своей возрастной группе. В возрасте 6 лет Валегро попал в работу к Шарлотте Дюжарден – Хестера на тот момент больше интересовали уже готовые лошади уровня Большого приза. «Я понял, что Валегро имеет потенциал большепризной лошади, – говорит Карл Хестер. – Его аллюры, особенно рысь, говорят сами за себя. Он просто рожден для выездки. Поначалу он немного торопился, но потом это прошло, и мы смогли направить его энергию в мощный импульс пассажа и пиаффе. Еще одной сильной стороной Валегро является то, что его передние ноги работают так же мощно, как задние. Кроме того, он имеет очень хороший галоп и отличается прекрасным темпераментом».
Лошадь пополам
На тот момент карьера Валегро еще только-только начиналась, до олимпийских высот и мировых рекордов было еще далеко, поэтому, хоть Карл Хестер и заявляет об исключительности движений этой лошади, он отчаянно пытался его продать и при этом не продешевить. В 2009 году на горизонте появилась подходящая покупательница. Роли Люард, конный дилер, сумевшая продажу лошадей из хобби превратить в успешный бизнес, согласилась купить «половину» Валегро, став совладелицей лошади.
Конюшенная девочка, объехавшая Гала
И все же вернемся к Шарлотте Дюжарден. Будущая олимпийская чемпионка родилась в Энфилде (Великобритания) 13 июля 1985 года. Несмотря на французскую фамилию (семья имеет древние галльские корни), Шарлотта – 100-процентная англичанка. Девочка начала ездить верхом всего в два (!) года, а уже в три выиграла свои первые соревнования. Мать Шарлотты всячески поощряла страсть дочери и даже занялась покупкой и продажей пони, чтобы помочь ей двигаться дальше. После окончания общеобразовательной школы (другого образования всадница номер один в мире так и не получила) Дюжарден четырежды одержала победу в шоу Horse of the Year в конкуре, а затем принялась осваивать выездку.
В 2007 году она оказалась в конюшне Карла Хестера в Глочестершире, где ее попросили подменить одного из его грумов на 10 дней. Хестер предложил девушке поработать Валегро и был приятно удивлен. Он оценил потенциал Шарлотты и начал ее тренировать. Мерину было всего десять лет, когда они с Дюжарден впервые установили мировой рекорд в Хагене (Германия), набрав 88,022%! До этого пара выиграла несколько турниров уровня 3, 4 и 5 звезд, а также командное золото чемпионата Европы по выездке в Роттердаме в 2011 году, а затем каждый раз все больше поражала зрителей и судей своими успехами. Они установили целый ряд рекордов: в декабре 2013 года на этапе Кубка мира в Олимпии (Лондон) Шарлотта и Валегро побили рекорд знаменитой пары Гал/Тотилас, 91,8% в КЮРе Большого приза, казавшийся в принципе недостижимым, установив новую планку 93,975%. Впрочем, ровно через год на той же площадке этот рекорд был снова побит… его же авторами – 94,300% в КЮРе Большого приза. Таким образом, менее чем за два года Валегро, которого Шарлотта и вся команда ласково зовет просто «Черничка» (Blueberry), перевернул представления о способностях выездковой лошади.
Лидер продаж
Сейчас цена Валегро, по слухам, колеблется в пределах 12 млн евро. Для сравнения: Анн-Катрин Линзенхоф и Пауль Шокемюлле приобрели легендарного Тотиласа, по самым скромным данным, за 15 млн.
Наибольший ажиотаж относительно продажи Валегро появился сразу после Олимпиады в Лондоне. Собственно, Хестер не скрывал своих намерений продать лошадь, в случае если появится платежеспособный покупатель. Слухи о сделке (первоисточник которых до сих пор не определен) и возможном разлучении пары Дюжарден/Валегро настолько всколыхнули армию поклонников, которая мгновенно появилась после триумфа в олимпийском Лондоне, что в Facebook появилась специальная страница о создании некоего «синдиката» владельцев лошади, в состав которого призывались все желающие «скинуться» примерно по 50 фунтов и собрать 5 млн. Карл Хестер активно открещивался от своей причастности к этой идее, однако огромная сумма «пожертвований» была собрана. Интересна, правда, дальнейшая ее судьба, о которой не сообщает ни британская пресса, ни тем более сам Хестер.
Наконец, накануне Рождества 2013 года Хестер заявил о том, что вопрос о продаже Валегро не обсуждается, лошадь останется в родной конюшне и будет в дальнейшем выступать под седлом Шарлотты Дюжарден. «Я переживал, сможем ли мы найти ему достойный дом? – говорит Хестер. – Валегро не знает, сколько он стоит, и ему не нужно ничего менять в его привычной обстановке и распорядке дня. Если кто-то заплатит за коня огромную сумму, позволит ли он ему остаться просто лошадью? Я не знаю…» Эти слова прозвучали очень трогательно, и все же в ноябре 2014 года у Валегро появилась очередная официальная совладелица Анна Бэррот.
В своих интервью Карл Хестер неоднократно говорил о трудностях и дороговизне содержания такой титулованной и почти драгоценной лошади, как Валегро. Однако, если подробнее разобраться в этой ситуации, есть повод заподозрить мистера Хестера в лукавстве: мерин на протяжении 10 лет живет на своей привычной конюшне у Карла, он же тренирует и лошадь, и всадницу. В чем же заключалась сложность с сохранением легендарной спортивной пары?
Кто заставлял Хестера продать свою любимую лошадь? И сколько уже владельцы лошади в действительности заработали на громком имени своего питомца?
Сейчас расходы на Валегро с лихвой покрываются за счет рекламных компаний. Пара Дюжарден/Валегро стала «лицом» многочисленных брендов – производителей самой разнообразной продукции для конного спорта: от перчаток всадника и седел до гелей и аксессуаров. Да что говорить, крупные компании выстраиваются в очередь за право использования имени Валегро для продвижения своей продукции. К ним относятся такие бренды, как Kingsland (амуниция и экипировка), Equipe (седла), Saracen Horse Feeds (подкормки), Charles Owen (шлемы), Roeckl Sports Gloves (перчатки), Absorbine (средства ухода), Acavallo (гели под седло), Bucas (попоны), Boss Horseboxes (транспортировка), Centaur (сушилки для попон), WHIS (беспроводные системы для тренировки), FMBs Therapy Systems (оборудование для физиотерапии), Annabel Brocks (фэшн-аксессуары), Bridgette Anne Smart Fine Art (портреты лошадей) и многие другие.
Полет над облаками
На ВКИ в 2014 году Дюжарден выбрала музыкальную тему из мультфильма «Как приручить дракона». На пресс-конференции после церемонии награждения Шарлотте задали вопрос: «Вы именно так представляете свои отношения с Валегро?» Вопрос был оправдан: в мультфильме молодой викинг Иккинг летает на драконе по кличке Беззубик, приручив его с помощью любви, доверия и уважения. Журналист уже приготовился записать предполагаемый ответ Дюжарден: «Да, музыка является реальным отражением моих взаимоотношений с Валегро. Когда мы едем, то как будто летим и становимся одним целым, как Иккинг и Беззубик…» Увы, спортсменка этого не сказала. Девушке просто очень понравилась музыка, но, возможно, в глубине души она сделала этот выбор, потому что увидела что-то особенное в отношениях между героями мультфильма, что напомнило ей о связи между ней и Валегро. Пускай они не парят в воздухе, а «всего лишь» филигранно исполняют элементы Большого приза, Шарлотта Дюжарден и Валегро уже навсегда вписали свои имена в историю мирового конного спорта.
Ближайший крупный старт этого дуэта – финал Кубка мира в Лас-Вегасе. «Я даже не представляю себе, перед каким огромным количеством народа нам придется выступать, – говорит Дюжарден. – Американцы любят аплодировать в процессе езды, когда ты еще не закончил, и вообще делать все то, что не принято во время исполнения программы, так что для Валегро это будет неплохим испытанием. Ну да ладно! Зато это точно будет весело!»
Прощание с легендой?
К большому сожалению, у поклонников выездки остается всего лишь год, чтобы радоваться успехам Валегро. Карл Хестер
заявил, что, скорее всего, лошадь отправится на пенсию после Олимпийских игр в 2016 году. «Олимпиада в Рио, на мой взгляд, станет хорошим временем перемен для нас обоих – и для Валегро, и для меня. Я тоже собираюсь убрать подальше мои сапоги для соревнований и развиваться в других направлениях, благо, предложений уже и сейчас предостаточно. После Рио я хочу остановиться. Я не хочу, чтобы Валегро продолжал соревноваться до тех пор, пока он на это способен. Продавать его я тоже не собираюсь – просто не могу себе этого даже представить. Он будет отдыхать на моей ферме. Не вижу смысла врать: правда заключается в том, что больше всего в жизни Валегро любит пастись на лугу и есть траву. Он будет по-прежнему нести верховые нагрузки, только в другом объеме. Для него это необходимо. Может быть, приедем как-нибудь во Флориду на показательные выступления».
Как относиться к этому заявлению? Что может сподвигнуть тренера и владельца лошади отправить совершенно здоровую лошадь, регулярно обновляющую мировые рекорды в Большом призе, на покой в самом продуктивном спортивном возрасте? Впрочем, имя Валегро еще долго будет приносить владельцу стабильные дивиденды от его использования в рекламе, так что он вполне в состоянии обеспечить лошади достойную пенсию. Однако до Олимпиады еще больше года, и у Валегро под седлом Шарлотты Дюжарден есть все шансы побить очередной свой рекорд и вновь напомнить зрителям, как выглядит эталон выездковой лошади.