Революция в искусстве

Страны: Революция в искусстве

Фотография не уничтожила живопись, вопреки опасениям художников и искусствоведов. Скорее, наоборот – открыла перед ней новые возможности, ведь передавать реальность такой, какая она есть, больше было не нужно. Так что с самого начала ХХ века художники принялись создавать собственную реальность. И в нее ворвался такой привычный герой картин, как лошадь. Принеся с собой, обнако, совершенно непривычные, новые смыслы.

 

 
Искусство прошлого столетия клокотало, как проснувшийся вулкан, каждый раз извергаясь новым течением или стилем. Импрессионизм, родившийся в конце XIX века с революционными амбициями, к 20-м годам века ХХ уже как будто превратился в классику. Экспрессионисты, кубисты, абстракционисты, сюрреа­листы, а позже модернисты, и постмодернисты все меньше обращали внимания на внешние формы и все глубже закапывались в лабиринтах человеческой души. Эмоции, чувства, впечатления – все это стало диктовать художникам темы для творчества.
 
ХХ век, как мы помним, стал революционным не только в искусстве. Прогресс изменил уклад жизни буквально всего населения планеты. Своей исторической роли как главной движущей силы человечества лишилась и лошадь. Но в искусстве она осталась. Теперь, правда, олицетворяя не столько силу, скорость и грацию, сколько дружбу, страх, предзнаменования и все еще понятную метафору движения.
 
 
Большие синие кони
Художник: Франц МАРК
Год: 1911
Стиль: экспрессионизм
Холст, масло, Центр искусств Уокера, Миннеаполис
Сильно упрощенные и округлые контуры лошадей отражаются в ритмах пейзажного фона, объединяя животных и создавая гармоничное и энергичное целое. 
 
 
 
Купание красного коня
Художник: Кузьма Петров-Водкин
Год: 1912
Стиль: абстракционизм
Холст, масло, Новая Третьяковская галерея, Москва
Как на древнерусских иконах, на картине не отмечается смешения красок, краски контрастны и как бы сталкиваются в противоборстве «дополнительных цветов».
 
 
 
Лирическое
Художник: Василий Кандинский
Год: 1911
Стиль: экспрессионизм
Холст, масло, Музей Бойманса – ван Бёнингена, Роттердам 
С помощью нескольких выразительных линий и нематериальных цветовых облаков Кандинский передает ощущение скорости в огромном пространстве.
 
 
 
Женщина с лошадью
Художник: Жан МЕТЦЕНЖЕ
Год: 1912
Стиль: кубизм
Холст, масло, Государственный музей искусств (Национальная галерея Дании), Копенгаген 
Комбинации абстрактных форм скорее предполагают, чем определяют зашифрованных героев картины.
 
 
 
Группа лошадей
Художник: Сюй БЭЙХУН
Год: 1940
Направление: гохуа
Тушь, бумага, Музей Сюй Бэйхуна, Пекин 
Лошади – любимая тема автора. Они изображены минималистично – тушью,  но наполнены жизнью. Это отражает бесстрашие духа китайского народа в первой половине ХХ века.
 
 
 
Герника
Художник: Пабло ПИКАССО
Год: 1937
Стиль: кубизм
Фрагмент, холст, масло, Музей королевы Софии, Мадрид
Именно лошадь автор поместил в центр своего сложносочиненного полотна, обозначив одновременно и звериное лицо войны, и животный страх перед ней.
 
 
 
Препятствие пустоты (Карт-бланш)
Художник: Рене МАГРИТТ
Год: 1965
Стиль: сюрреализм
Холст, масло, Галерея искусств, Вашингтон
Художник говорил, что картина будто являет собой ребус, но без разгадки, ведь он ставит вопрос о самой сути пространства и времени.
 
 
 
Всадница на красном коне
Художник: Марк ШАГАЛ
Год: 1966
Стиль: сюрреализм
Холст, масло, Частная коллекция
Центральные фигуры расположены на темно-синем фоне, который вызывает сновидческое качество, типичное для произведений сюрреалистов. Красный конь с выразительными глазами резко выделяется, добавляя сказочной атмосферы.
 
 
Эксперименты живописцев ХХ века обогатили мировое искусство, навсегда стерев границы между «правильным» и «неправильным». Но неизбежно со временем и сами превратились в классику. А нам, зрителям, лишь остается по-своему проживать эти произведения. И, возможно, притвориться, что мы действительно понимаем, что именно «хотел сказать автор».